МОНАДОЛОГИЯ Н.В. БУГАЕВА КАК ВАРИАНТ МОНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2012 г.
Уже говорилось о том, что монистическая тенденция является главенствующей для философии космизма; были проанализированы многочисленные аспекты монистических учений разных авторов (Алексеева В.И. Космизм о мире, человеке и обществе. М., ООО «Луч», 2012). Поиск невидимых или анализ видимых связей различных уровней бытия, рассмотрение мира в качестве целого характерно для важнейших направлений космизма, оригинальных и зачастую индивидуально окрашенных учений. Монизм проявляет себя в онтологических, антропологических, мировоззренческих, социальных построениях, в поисках прямых параллелей между учением о человеке и социальными теориями, в космо-антропологическом и природно-антропологическом параллелизме.
Что касается монадологии как отдельно выделенного направления (Лейбниц Г.В. Монадология //Сочинения в четырех томах. Т.1. М., Мысль, 1982. С.413 – 429; www.milogiya.narod.ru), оно является монистическим по определению и его можно рассматривать в качестве космистского учения в области онтологии. В этом смысле монадология Н.В. Бугаева входит в комплекс тех философских теорий, которые мы вправе рассмотреть в рамках общефилософского направления космизма.
Николай Васильевич Бугаев (1837-1903) – выдающийся русский математик, основатель Московской философско-математической школы, профессор Московского университета. В истории математики его имя ассоциируется с построением систематической теории разрывных (прерывных) функций, то есть аритмологии. Манифестом онтологической мысли Бугаева стала небольшая брошюра «Основы эволюционной монадологии», выпущенная автором в Москве в 1893 г. Безусловно, эта статья как выражение философского кредо стала плодом глубоких размышлений об устройстве мира. Сам математик отмечал, что не привел в работе критики предшествующих систем. Кроме того, недостатком статьи считал краткость и абстрактность тезисов, отсутствие художественного колорита, отсутствие конкретных примеров, поскольку конкретность и образность действуют на воображение и чувство. Однако в том виде, в каком сложилась статья, в настоящее время она представляет собой блестящий пример законченной философской мысли, над которым можно и нужно размышлять и размышлять, отыскивая как в собственной душе, так и в окружающем мире те самые конкретные примеры, об отсутствии которых сожалел Николай Васильевич Бугаев.
Г.В. Лейбниц и Н.В. Бугаев: онтологические и панпсихические параллели. Нас интересуют три основных аспекта весьма схожих теорий, постулированных как немецким философом, так и русским математиком. Первый из них – та форма единства мира, которую необходимо было подчеркнуть с помощью греческого термина «монада» (единица). Второй – психизм монад как неотъемлемое свойство первоэлементов, то есть панпсихизма и мировой субстанции, и всего множества существующих форм. Третий – та форма нравственного учения, которая базируется на концепции монады.
Лейбниц начинает с известного общего принципа «все во всем». «И так как вследствие полноты универсума все находится друг с другом в связи и всякое тело более или менее, смотря по расстоянию, действует на всякое другое тело и, в свою очередь, подвергается воздействию со стороны последнего, то отсюда вытекает, что всякая монада есть живое зеркало, наделенное внутренним действием, воспроизводящее универсум со своей точки зрения и упорядоченное точно так же, как и сам универсум» (Лейбниц Г.В. Монадология //Сочинения в четырех томах. Т.1. М., Мысль, 1982. С.404).
Важно подчеркнуть, что монадология в целом провозглашает системность мира. Мир есть система монад, и все сущее, от первоэлемента – атома - до господа Бога представляет собой либо простые и сложные монады (Лейбниц), либо монады первого, второго, третьего порядка (Бугаев). Монада Лейбница по своей сути есть составной феномен, имеющий материальную и духовную части. Если говорить о центре и периферии в составе любого феномена, то монада представляет центр, или духовный центр. Периферию же, тело, составляет материя. Материя есть строительный материал телесности, пластилин, но не более того. Она безразлична к движению и покою, то есть косна. Она не может быть ни источником, ни проводником любых форм движения. Следовательно, не является источником развития в целом и психического развития в частности. Любые психические движения, восприятия–перцепции и стремления не могут быть ей присущи. Они присущи непосредственно монаде, психическому центру живого существа. Итак, мы констатировали составную духовно-материальную сущность монады Лейбница.
Что же можно именно в этом плане сказать о монаде Бугаева? Монада есть единица субстанции и одновременно единица жизни, активный индивидуум, элемент и живая единица. Как и в учении Лейбница, у Бугаева наличествует иерархия монад. Если идти по возрастающей, то физическими монадами являются эфирный атом и атом, химическими – элементы, биологическими – клетки живого вещества, социальными – человек, человечество, государство. При этом порядок монад идет как вниз, так и вверх до бесконечности. Сравним с выражением Лейбница: «…в природе все идет в бесконечность» (Лейбниц Г.В. Монадология //Сочинения в четырех томах. Т.1. М., Мысль, 1982. С.407).
При этом изначальное онтологическое качество не артикулируется четко в качестве материального, духовного или духовно-материального. То есть Бугаев не ставит этот вопрос так четко, как Лейбниц, у которого были на то свои конкретно-исторические причины. Лейбниц выступил оппонентом Декарта и других французских материалистов, считавших, что одухотворенность присуща исключительно человеку («животное есть машина»). Лейбниц как раз вводит свой вариант панпсихизма, чтобы объединить все живое именно этим качеством, качеством психической чувствительности, ощущения, если не сознания. Бугаев в определенной степени идет дальше уже как представитель конца XIX в. Он всемерно усиливает нравственную составляющую своего учения, делая ставку на системность отношений, гармонию и совершенствование. То есть его онтологизм несколько иного плана. Тем не менее, обрисовав однородность и системность мирового устройства, он утверждает: «В таком миросозерцании примиряются наука и история, дух и материя, пантеизм и индивидуализм, свобода и необходимость…» (Бугаев Н.В. Основы эволюционной монадологии. М., 1893. С.13).
Продолжим разговор о панпсихических свойствах монад. Весь этот мир одушевлен, поскольку его изначальный кирпичик, простая субстанция-монада Лейбница или простая монада Бугаева суть изначальные элементы жизни, живые единицы. Постулат одушевленности прямо выражен обоими авторами. Бугаев писал: «1. Монада есть живая единица, живой элемент. Она есть самостоятельный и самодеятельный индивидуум. 2. Она жива в том смысле, что обладает потенциальным психическим содержанием. 3. Психическое содержание и психизм не подлежат наблюдению по существу, а только по внешним проявлениям. Они доступны только самой монаде. 4. Психическое содержание в своем кинетическом (деятельном) моменте может быть рассматриваемо как непосредственный (интуитивный) вывод, синтез, приговор, заключение, истолкование монадой внутренних фактов своего бытия и ее отношений к другим монадам. Оно есть бытие монады для себя» (Бугаев Н.В. Основы эволюционной монадологии. М., 1893. С.2).
Идея совершенствования и этическая проблематика. Обратимся к другим постулатам «Основ эволюционной монадологии», чтобы дать представление об идее прогресса и роли нравственного учения в концепции монад. «51. Монада низшего развития подвигается вперед от своей связи с монадою высшего развития. Она подвигается вперед благодаря усилиям подняться в своем развитии до высшего идеала, являющегося у ней в связи с деятельностью монады высшего развития. Усилие подняться сопровождается работою, которая в этом случае может быть названа работою поднятия. 52. Монада высшего развития поднимается в своем совершенстве благодаря усилиям поднять другую монаду диады до высшего идеала. Усилие поднять сопровождается работою, которая в этом случае может быть названа работою подъема. <…> 54. Во взаимных отношениях монад присутствуют две деятельности поднятия и подъема, ибо одновременно из двух монад каждая превосходит другую в каком-нибудь отношении. 55. В постоянном самодеятельном стремлении к поднятию и подъему, в деятельном активном учении и учительстве заключается работа совершенствования. Поднятие, по-видимому, отличается пассивным, а подъем активным характером; но это только кажется на первый раз. То и другое плодотворно, когда оно отличается активным характером. Поднятие без активного характера получает вид дрессировки, а пассивный подъем будет отличаться формализмом. <…> 100. Основа жизни и деятельности монады – этическая: совершенствоваться и совершенствовать других. <…> 112. Основа жизни монад чисто этическая. 113. Принцип солидарности монад есть основной принцип их взаимных отношений. 114. Это начало для сложных и однородных монад называется любовью. 115. Любовь себя и других выражается в жизни в самодеятельном и свободном стремлении монад к совершенству себя и других. 116. Мир и монада, жизнь мира и монады совпадают в этой любви. 117. Любя себя разумно, монада необходимо любит других и обратно. <…> 144. Из всех благ самое высшее для монады совершенствоваться самодеятельною работою. <…> 147. Мировая жизнь состоит в постоянном процессе образования и преобразования сложных монад под влиянием стремления простых и сложных монад к взаимному совершенствованию при посредстве этических законов поднятия и подъема. 148. Совершенствование монад и мира имеет конечною целью, с одной стороны, поднять психическое содержание монады до психического содержания целого мира, с другой – целый мир сделать монадою. 149. Эти цели вытекают из общего побуждения монад снять различие между миром и монадою и достигнуть для того и другой бесконечного блага. При этом вселенная как бы стремится сделать монаду целым миром, безграничным и совершенным, а монада пытается преобразовать мир в монаду. Мир увеличивает потенции монады, подвигает ее экстенсивное совершенствование, а монада стремится увеличить в мире интенсивное совершенствование. Она пытается осуществить в мире внутреннюю гармонию, превратить его в художественное здание, в котором целое соответствовало бы частям, а части целому. Из взаимного их совершенствования экстенсивного и интенсивного вырабатывается их взаимное согласие и соответствие. <…> 150. При этом процессе, однако, не исчезает индивидуальность монад простых и сложных. При таком взгляде на мировую жизнь получаются все выгоды пантеизма и индивидуализма и устраняются все их недостатки. 151. Мир не равен самому себе, а постоянно улучшается, хотя в нем и в монаде потенциально заключаются все данные для их бесконечного развития и блага. <…> 165. Этические законы вытекают из присущего монадам побуждения к бытию, деятельности, благу и совершенству, как высшему благу. <…> 178. Монадологическое миросозерцание не противоречит науке, основывается на ней и идет рука об руку с идеальными задачами этики, социологии и со всеми глубочайшими учениями о Безусловном» (Бугаев Н.В. Основы эволюционной монадологии. М., 1893. С.12-18). Как видим, перед нами программа эволюционного развития, базирующаяся на нравственном принципе. По Лейбницу, мы живем в мире предустановленной гармонии. По Бугаеву, мы живем в мире становящейся гармонии.
Учение о человеке в свете монадологии. Читатель наверняка уже отметил, что основные идеи Бугаева напрямую ассоциируются с человеком. Что это за монада, одаренная сознанием, чувствами, активностью, потребностью в общении с другими монадами, желанием подниматься вверх и поднимать других? Думается, что непосредственно к человеку относятся и следующие тезисы: «Психическое содержание монад первого порядка по отношению к психическому содержанию монад второго порядка может быть иногда рассматриваемо как синтез (с качественным превращением), иногда как обобщение, иногда как отвлечение. Этот синтез подчиняется особым законам и получается как продукт самодеятельной работы монады. Синтез этот является в форме идеи, чувства, побуждения и действия. <…> 26. Монады вступают во взаимные отношения. 27. Благодаря этим отношениям мир знаний, чувств и действий есть в то же время мир взаимных отношений монад, субъективно истолкованный. Отсюда вытекает относительность и соотносительность всех наших знаний, чувств, побуждений и действий» (Бугаев Н.В. Основы эволюционной монадологии. М., 1893. С.6).
Далее, на каких основаниях строятся взаимоотношения в обществе? Человек не существует обособленно, в одиночку. Это невозможно прежде всего в психическом плане, то есть человек не сможет цивилизоваться и развиться в одаренную психическую личность без влияния того слоя культуры, который создан человечеством к моменту его рождения. Однако, обратим внимание на то, что, согласно теории Бугаева, общество абсолютно лишено деструктивных форм борьбы. Конфликты, насилие, войны невозможны по определению, ведь в свойствах его монад отсутствуют качества, приводящие к конфликтам, насилию и войнам. Он описывает только одну форму борьбы.
Обратим внимание и на судьбу человека в контексте учения о бессмертии. Сложная монада распадается в случае, когда ее внутреннее психическое развитие остановилось, когда она не может перейти на новый виток развития. Однако, распадение сложной монады есть всего лишь видимое разложение, поскольку ни монады, входившие в нее, ни сама она не исчезают. Следовательно, человек после видимой смерти сохраняет свое психическое содержание и накопленный культурный опыт в потенциальном виде. Это содержание разворачивается и обретает кинетическую форму при благоприятных обстоятельствах.
Суммируя анализ основных тезисов Бугаева, можно отметить следующие монистические черты его картины мира.
Первое. Принцип матрешки - каждый простой элемент входит составной частью в более сложную структуру.
Второе. Существует система взаимообогащения частей и целого; части оказывают влияние на качество целого; целое, в свою очередь, отражается в каждом из своих составляющих. В другом варианте совершенствование одной монады ведет к обогащению содержания других при вступлении в отношения с ними.
Третье. Эволюционный принцип; вся тотальность бытия находится в постоянном развитии и совершенствовании, как мы увидим из содержания следующего пункта.
Четвертое. Идея бессмертия реализуется в учении Бугаева следующим образом. Простые монады, кирпичики субстанции, бессмертны. Однако сложные монады существуют лишь до тех пор, пока они совершенствуются, пока пребывают в состоянии внутренней и внешней (по отношению к другим монадам) гармонии. Это основное условие ее существования. Однако, даже распадаясь, монада не исчезает бесследно, иначе как бы реализовалось ее бессмертие. Представим себе, что сложная монада остановилась в своем развитии. Следовательно, ее содержание, уже не соответствующее всеобщему принципу эволюции, сводится к двум составляющим – позитивной и негативной частям. Можно предположить, что, если такая монада одновременно и распадается, и не исчезает, то в момент распада ликвидируется ее негативная составляющая, а позитивная сохраняется в некотором свернутом виде в сумме простых элементов, на которые она распалась.
Пятое. В учении Бугаева присутствует принцип нераздельности и неслиянности, выраженный им в двух законах: законе монадологической косности и законе монадологической солидарности. Оба утверждают наличие необходимых связей между монадами. Первый говорит о том, что монада не может активно функционировать и тем более развиваться исключительно своими внутренними силами, в одиночку. В этом случае отсутствует внешний источник развития. Во втором случае этот источник присутствует. Во взаимном общении получают обогащение обе монады. Более совершенная, обогащая другую, изменяет и свое собственное психическое содержание.
Шестое. Принцип аккумуляции. Происходит процесс накопления содержания монад. Логично предположить, что он означает становление и развитие высших форм психики, прежде всего развитие и расширение индивидуального и коллективного сознания. Аккумулируется и время, то есть накапливается культурный опыт человечества. Если говорить о социальном уровне бытия, а Бугаев прямо указывает, что человечество и государство суть социальные монады, то можно проанализировать соотношение человека и общества, индивидуального и надындивидуального под углом зрения именно рассматриваемой нами концепции. Результатом развития человека будет высшее понимание мира, глубокое чувство, рост потенциала деятельности для осуществления идеалов высшего порядка.