НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

© Н.А.Зыков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2012 г.

известность получили идеи К.Э. Циолковского о космической экспансии человечества. Вместе с тем, многие его мысли полезны для современной социальной философии. Как «технократы», так и «традиционалисты» обращаются к трудам «отца космонавтики», анализируя тенденции общественного развития.

Информационное общество как современный этап постиндустриального общества стало фактором планетарного развития, стимулом общечеловеческого роста. Оно заострило интерес к космонавтике. Теперь уже ясно, что космическая отрасль стала поставщиком самых передовых технологий, которые, пройдя обкатку в ней, затем получают широкое распространение и в земных условиях. Без космонавтики невозможны Интернет, связь, прогноз погоды, определение координат и многое другое. В том числе это и те технические идеи, которые дали толчок бурному развитию информационных технологий. В современном обществе информация обладает свойствами капитала и является основой экономического роста.

Производство и распределение информации и знаний в наше время становится ключевым фактором экономики. Многие закономерности этих процессов были замечены и проанализированы К.Э. Циолковским. Неслучайно он так высоко оценивал роль в обществе ученых, изобретателей. Ему довелось быть современником начавшегося бурного развития науки и техники и стать непосредственным участником этого процесса. Науку он характеризовал как главный инструмент удовлетворения потребностей общества.

Высоко ценил К.Э. Циолковский философию. Он называл ее «вершиной научного знания, его венцом, обобщением, наукой наук» (работа «Этика или естественные основы нравственности»). В этой же работе он пишет: «…от математиков, геометров, механиков я беру всё; от натуралистов почти всё; от философов – многое».

Зарубежные и отечественные теоретики, анализируя современное общество, наряду с изучением научно-технической базы его развития отмечают важную роль мировоззренческой парадигмы, воспринятой широкими массами. Это не только знакомство с новыми информационными технологиями и обеспеченность современной техникой, но, прежде всего, глубокое владение как естественными, так и гуманитарными науками. На этой основе формируется технологический прорыв, в том числе, в областях, связанных с космонавтикой. Так было у нас, когда в космонавтику пришли люди, хорошо овладевшие в школе математикой, физикой и другими науками. Они и обеспечили технологический рывок в космонавтике, авиации и во многих других сферах. Большое значение имеет сама наша система образования, которая, несмотря на проблемы, продолжает обеспечивать наш приоритет по многим направлениям. Интересно отметить, что в настоящее время некоторые страны, не являющиеся передовыми, не обеспечивающие пока полностью продовольственные потребности своего населения, тем не менее, упорно развивают свои космические программы. Это делается не только ради престижа, но и для обеспечения общего прорыва в технологиях и высокого уровня ученых и инженеров. Особенность некоторых современных информационно-коммуникационных устройств состоит в том, что в ряде случаев ими может пользоваться человек с начальными навыками, не обязательно имеющий серьезную подготовку. Познакомившись с информационными технологиями, он может заинтересоваться ими более глубоко, в дальнейшем получить основательную подготовку и через некоторое время достичь высот в какой-либо области. Конечно, далеко не каждый настолько заинтересуется наукой как К.Э. Циолковский, что будет самостоятельно конструировать сложные установки и проводить опыты. При всём богатстве современных высоких технологий основным остается качество «человеческого материала», высокий уровень научно-технического образования. В этом плане ситуация остаётся такой же, как и во времена «отца космонавтики», который в совершенстве овладел навыками самообразования. Изучение опыта нашего выдающегося учёного обогащает современную социальную философию.