О НЕКОТОРЫХ ЧАСТНЫХ МОДЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ СЛОЖНЫХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ И СРЕДСТВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ИХ ПРОИЗВОДСТВ В АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
© И.В.Апполонов, А.П.Денисов, К.Д.Пантелеев, Н.И.Хариев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2012 г.
Современные аэрокосмические программы предполагают серьезные совместные усилия целого ряда ведущих и развивающихся стран мира. Возрастающая в последние годы тенденция к росту числа стран-участниц в разработке и реализации совместных международных программ по освоению околоземного космического пространства и дальнего космоса обостряет конкурентную борьбу за право участия в различных тендерах и проектах. Участие в них России будет тем успешнее, чем более конкурентоспособными будут создаваемые комплектующие изделия и средства технологического оснащения (СТО) их производств, а также базовые конструкторско-технологические решения (КТР).
В контексте с общим системным методологическим подходом к проблеме управления созданием новой сложной конкурентоспособной продукции (сложных изделий машиностроения и СТО их производств) в аэрокосмической отрасли России в докладе обсуждаются несколько важных частных методов управления. Эти методы могут рассматриваться как достаточно общие применительно к конкретным классам (типам, видам, конструктивным рядам) продукции Роскосмоса. В качестве основных таких методов рассматриваются: метод жесткого детерминированного управления; метод ситуационного и конфигурационного управления; метод, основанный на теории катастроф; метод вложения задач и моделей с идентификацией; метод функционального управления; метод, базирующийся на концепции KALS /ИПИ-технологии.
В докладе на концептуально-содержательном уровне излагается сущность каждого из перечисленных методов и дается их анализ с точки зрения практического использования применительно к управлению созданием сложных изделий и СТО, их производств в авиакосмической отрасли с акцентом на использование перспективных технологий, базирующихся на диалоговых человеко-машинных процедурах при решении конкретных проектных управленческих (функциональных) задач в условиях функционирования интегрированных АСУ и САПР. В докладе отмечается, что наиболее перспективными могут оказаться те методы из числа перечисленных, которые будут базироваться на достаточно четких содержательных описаниях; алгоритмизации основополагающих функциональных задач; адекватном формализованном представлении этих задач с использованием современного математического описания на базе типовых пакетов прикладных программ; необходимого информационного обеспечения в виде входной и выходной информации (позадачно), содержащейся в соответствующих проблемно-ориентированных базах данных.