ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНЦЕПЦИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВЫХ НИР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ

ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНЦЕПЦИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВЫХ НИР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ

© Е.Н.Машкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2012 г.

Планирование в национальных, отраслевых и корпоративных масштабах является одним из звеньев управления экономического развития.

Предусматривается, что ключевым документом системы долгосрочного планирования развития авиационной науки и технологий станет утверждаемый Правительством Российской Федерации «Национальный план развития науки и технологий в авиастроении».

«Национальный план» позволит определить перечень основных направлений работ и проектов, определяющих тематическую направленность научно-исследовательских работ (НИР), обеспечивающих достижение целевых показателей развития науки и авиастроения России в целом.

При формировании перспективного плана НИР не должны быть упущены потенциально эффективные, но недостаточно изученные предложения. Для этого необходим прогноз как социально-экономического (потребности), так и технологического (возможности) развития на достаточно большой период времени (10 – 20 лет).

Однако ресурсы, которые могут быть выделены на разработку новых технологий, ограничены, и возникают проблемы отбора наиболее эффективных предложений по разработке новых технологий и распределения ресурсов между НИР, принятыми к разработке.

Существуют разные подходы к оценке эффективности НИР, рассмотрим некоторые из них:

1. План проведения НИР в «Национальном плане». Процедура подачи и отбора заявок (предложений) на проведение НИР с целью включения в состав «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении» включает в себя следующие основные этапы:

- подача заявки на выполнение НИР, оформленной в соответствии со стандартными формами, являющимися приложениями к Методике отбора НИР для «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении»;

- экспертная оценка заявок на выполнение НИР;

- принятие решений о включении планируемой НИР в состав «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении».

2. Методика и процедура формирования проекта перспективного плана НИР по созданию научно-технического задела (НТЗ) НИИ. Согласно данной методике эффективность любой НИР может быть оценена по вкладу разрабатываемой технологии в решение проблемы, определяемой основными направлениями (безопасность и надежность, экология и эргономика, энергетика и ресурсосбережение, доступность воздушного транспорта и др.), которые задаются на отраслевом или государственном уровне. Вклад технологии в решение проблемы измеряется приращениями целевых индикаторов, описывающих основное направление (снижение аварийности, снижение расхода топлива и эмиссии СО2, повышение налета на авиационное происшествие и др.). При этом темп и приращение уровня завершенности каждой из принятых к разработке технологий за планируемый период должны быть достаточными для обеспечения возможности использования созданного НТЗ в промышленных разработках.

Если суммарные ресурсы всех разработчиков достаточны для выполнения предлагаемого комплекса исследований и разработок, задача завершается оценкой ожидаемой к концу планируемого периода степени завершенности каждого из основных направлений. Если оценка степени завершенности по некоторым из основных направлений отстает от желаемой, объявляется дополнительный сбор предложений, способствующих повышению степени завершенности данного направления.

Сложность описываемой задачи состоит в отсутствии методов получения объективных количественных измерителей таких показателей, как вклад разрабатываемой технологии в основное направление, вероятность успеха в реализации технологии, приращение уровня готовности технологии за планируемый период.

В этой ситуации практически единственным методом получения искомых значений может быть метод экспертных оценок, использующий осредненные значения, указанные группой экспертов, каждый из которых на основании своего личного опыта и интуитивного представления о содержании объявленного основного направления дает количественную оценку значения того или иного показателя.

3. Методология оценки эффективности НИР в области авиастроения.

Может быть использован и другой подход, предлагаемый автором, который основан на принципе сопоставления затрат на выполнение НИР с потенциальным экономическим эффектом от внедрения в эксплуатацию разработанных в рамках данной НИР новых технологий. Следует отметить, что предлагаемые методики относятся к НИР, ориентированным на получение инновационных технологий. Однако существуют и другие типы НИР, основная цель которых связана с развитием научно-экспериментальной базы, эффективность которых должна оцениваться с помощью других подходов.

Предлагаемая методика включает следующие этапы:

1. Оценка стоимости НИР определяется методом калькуляции затрат на ее выполнение, включая оплату труда исследователей, выплаты в социальные фонды, стоимость оборудования, лабораторных и стендовых испытаний.

2. Оценка потенциального экономического эффекта от внедрения инновационных технологий, который может быть связан со снижением эксплуатационных затрат за счет уменьшения сроков и трудоёмкости производства летательных аппаратов (что в свою очередь приведет к снижению амортизационных отчислений) или технического обслуживания, экономии расхода топлива и других расходов, связанных с обеспечением авиаперевозок.

3. Оценка рисков проводится с учетом принципов бенчмаркинга. Если у НИР уже есть аналог и по нему были получены положительные результаты, уровень риска при ее реализации будет низким, однако и научная ценность такой работы будет невысока. В том случае, если ожидаемый результат от внедрения НИР включает в себя опережающие исследования, которые не проводились за рубежом, имеет место более высокий уровень риска, однако становится возможным разработка опережающих технологий и получение конкурентных преимуществ.