ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ ТГК «ПРОГРЕСС» В РЕЖИМАХ ПАССИВНЫХ ЗАКРУТОК ПО ДАННЫМ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ И ТОКОСЪЁМА С СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ ТГК «ПРОГРЕСС» В РЕЖИМАХ ПАССИВНЫХ ЗАКРУТОК ПО ДАННЫМ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ И ТОКОСЪЁМА С СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ

© М.Ю.Беляев, Т.В.Матвеева, М.И.Монахов, В.В.Сазонов, В.В.Цветков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2012 г.

Уровень остаточных микроускорений на Российском сегменте Международной космической станции (МКС) слишком высок для проведения некоторых экспериментов в области микрогравитации. По этой причине изучается возможность выполнения таких экспериментов на кораблях «Прогресс» в процессе их неуправляемого автономного полёта.

В 2011-2012 гг. на кораблях «Прогресс-М-11М», «Прогресс-М-13М» и «Прогресс-М-14М» использовался режим одноосной солнечной ориентации — так называемая закрутка на Солнце. Начальные условия движения в этом режиме — закрутка корабля с угловой скоростью 2°/с вокруг нормали к плоскости солнечных батарей, направленной на Солнце. Режим продолжался 1-2 орбитальных витка. На каждом корабле до стыковки его со станцией выполнялись две закрутки. Этот режим исследовался с точки зрения выполнения экспериментов, т.к. в будущем предполагается использовать его для проведения разного рода экспериментов. В частности, обсуждается возможность экспериментов с датчиком конвекции «ДАКОН».

Для интерпретации результатов экспериментов необходимо иметь достаточно точную реконструкцию вращательного движения корабля. Реконструкция движения в реализованных режимах одноосной солнечной ориентации была выполнена по телеметрическим значениям компонент угловой скорости корабля и тока, снимаемого с его солнечных батарей. Данные измерений, собранные на некотором интервале времени, обрабатывались совместно различными статистическими методами с помощью интегрирования уравнений движения корабля относительно центра масс. В ходе обработки оценивались начальные условия движения и параметры используемых математических моделей. Полученные результаты представлены в предлагаемом к рассмотрению докладе.