ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»
© Н.А.Разсолов, Т.А.Крапивницкая, Л.В.Крапивницкая, Б.Г.Хашба
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2012 г.
Профессия пилота гражданской авиации является одной из наиболее стрессогенных, связанных с высоким риском возникновения в полете авиационных инцидентов. По действующим Федеральным авиационным правилам ответственность за состояние здоровья летного состава несут авиационные врачи. В этой связи необходима подготовка авиационных специалистов-врачей с учетом современных требований врачебно-летной экспертизы, знаний по физиологии, психологии, гигиене и другим аспектам летного труда.
Происходящая в настоящее время замена воздушных судов, оснащенных высокоавтоматизированными и дисплейными средствами отображения информации, привело к уменьшению числа членов экипажей, изменению структуры динамической стереотипии в технике пилотирования.
Обеспечение безопасности полетов в гражданской авиации напрямую связаны с проблемами авиационной биоритмологии и профилактики десинхронозов. От 70 до 80% авиационных происшествий в мире происходит по причине ошибочных действий членов экипажей или человеческого фактора. В этой связи официальные документы ИКАО предписывают комиссиям по расследованию летных происшествий не ограничиваться констатацией фактов ошибки, а искать причину, приводящую к совершению данной ошибки, с акцентом на профилактику и минимизацию их последствий.
Целью послевузовского образования врача-ординатора по специальности «Авиационная и космическая медицина» является овладение врачом в полном объеме систематизированных знаний по авиакосмической медицине и практическими навыками, необходимыми для эффективной работы по медицинскому обеспечению авиационных полетов.