ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗВРАЩАЕМОГО АППАРАТА ПИЛОТИРУЕМОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИ ПОСАДКЕ НА СУШУ
© М.Н.Волков, М.В.Журавлёв, С.В.Конов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2012 г.
Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК-НП) является первым проектом современной России для пилотируемой космо-навтики. Запуски ПТК-НП будут производиться с космодрома «Восточ-ный», построить который планируется на Дальнем Востоке.
ПТК-НП предназначен для решения более широких задач, чем предшествующие ему космические корабли (КК) «Союз». С его помощью доставляться на орбиту и возвращаться будет большее количество космо-навтов и грузов. ПТК-НП предназначен в будущем также для регулярных полетов к Луне.
В состав ПТК-НП, проектируемого с учетом опыта эксплуатации КК «Союз», должно войти не менее 50% его систем и агрегатов.
Основные отличия возвращаемого аппарата (ВА) ПТК-НП от спус-каемого аппарата (СА) «Союза», которые повлияют на первичное обслужи-вание:
– многоразовость ВА;
– количество членов экипажа – 6 человек для полетов на околозем-ной орбите или 4 человека – для полетов к Луне;
– при посадке масса ВА в 3 раза больше массы СА;
– по габаритным размерам ВА больше СА почти в 2 раза;
– посадка ВА осуществляется на опоры;
– система посадки – тандемного типа (реактивно-парашютная).
Многоразовость ВА накладывает временные ограничения на пере-рыв электропитания системы обеспечения терморегулирования (СОТР).
При посадке ВА необходимо обеспечить термостатирование ВА при транспортировке; сохранность внешних элементов (т.к. аппарат многоразо-вый).
Посадка ВА производится на специальные опоры – это в свою оче-редь создаст трудность при извлечении космонавтов из ВА. Для упрощения выполнения данной операции необходимо будет создать специальные агре-гаты и приспособления.
Географическое положение, характеристики рельефа и растительно-сти потребуют особых средств по поиску и спасанию экипажа.
Увеличенные габариты и масса ВА потребуют разработки новых средств его транспортировки от места посадки к месту проведения техни-ческого обслуживания (ТО).
Таким образом, технология и оборудование для технического об-служивания ВА на месте посадки должны быть созданы и отработаны так же тщательно и всесторонне, с таким же уровнем надёжности поиска, спа-сания и эвакуации, как и для КК «Союз».