ОСТАВШИЕСЯ РЕСУРСЫ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ОСТАВШИЕСЯ РЕСУРСЫ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

© Н.И.Плотников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

Представляется актуальный и реалистичный взгляд на оставшиеся ресурсы воздухоплавания воздушного транспорта. Идея воздухоплавания в историческом контексте реализована на летательных аппаратах (ЛА), размер которых занимает вытесняемый объем, легче воздуха и тяжелее воздуха. Для реализации необходимы два принципа: аэродинамический напор, создаваемый двигателем на углеводородном топливе. По разным расчетам и прогнозам запасы этого топлива будут исчерпаны примерно через 50 лет. Поскольку возраст авиации составляет немногим более 100 лет, то жизненный цикл идеи для углеводородного топлива составляет всего 150 лет. Перспективы альтернативных равноценных или больших источников топлива, таких как термоядерный синтез, остаются неопределенными.

В первые годы воздухоплавания каждый второй полет заканчивался неудачей. Успехи технических решений авиастроения и тренированность пилотов за первые десятилетия до 1930-х годов уменьшили аварийность примерно на три порядка. Качественная оптимизация деятельности в истории авиации была возможна благодаря ряду технологических прорывов breakthroughs. Наиболее важными техническими прорывами являются: металлические конструкции, монопланы, резервирование как повышение надежности, реактивные двигатели, автопилот, инструментальные полеты, комплексные тренажеры, широкофюзеляжные схемы, новые аэродинамические конструкции и механизация крыла, композитные материалы. Эволюция экипажа, профессиональная подготовка, нормативное регулирование составляют другую часть оптимизации деятельности воздухоплавания.

Каждое решение способствовало безопасности авиации и воздушного транспорта. Но уже не на порядки как в первые десятилетия, а в разы, затем на десятки процентов, к настоящему времени «выбираются» единицы и доли процентов. В известной модели «человек-машина-среда» (ЧМС) на протяжении полувека мы наблюдаем увеличение доли причин происшествий, относимых на человека, и «плато опасности полетов», в котором давно нет качественных прорывов. Вместе с тем растет интенсивность полётов, глобализация рынка авиаперевозок. Авиастроительные корпорации предлагают провозные ёмкости до 800 и более пассажирских мест. Международные авиационные сообщества декларируют «дальнейшее повышение уровней» и изощрённые руководства управления безопасностью полетов.

Итак, идея воздухоплавания на принципе аэродинамического скоростного напора в сочетании с углеводородным топливом в долгосрочной перспективе исчерпана. Выравнивание глобальной кривой статистики аварийности в последние более 50 лет, или «плато опасности», свидетельствует об исчерпании ресурса концепции транспорта и всего аэрокосмического мегакомплекса. Технологические ресурсы проектирования и силовых установок на традиционных видах топлива исчерпаны. В ожидании – эра новых идей на принципах негравитационного перемещения в пространстве на альтернативных источниках энергии.