ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

© Р.Е.Торгашев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2012 г.

Географическая компетентность как совокупность личных качеств специалиста (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) была заявлена в стандартах 2004 года как одна из целей географического образования: «использование в практической деятельно-сти и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации».

Содержание учебной дисциплины «География» в послевузовском образовании имеет огромный потенциал для формирования предметных компетенций будущих кандидатов в космонавты, дает им широкий спектр знаний и умений, которые могут быть востребованы в их профессиональ-ной жизни на борту ПКА.

География изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаи-модействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», интегрирует естественные, общественные и технические элементы научно-го знания. Сущностные, предметные науки – физика, химия, экономика и т.д. - изучают законы функционирования различных объектов. География непосредственно связана с этими сущностными науками, использует их данные. И при этом изучает пространственную организацию «всего сущего на Земле». Пространство в географии представляет собой не просто обо-лочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на характер самих этих объектов – природных, экономических, обществен-ных. Размещение объекта в пространстве само является таким же важней-шим его качеством, как и другие его свойства.

Географическое мышление – это мышление, привязанное к террито-рии, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента или отрас-ли. Именно такое мышление и позволяет найти ответ на такие повседнев-ные вопросы, как «Почему идет снег сегодня? Почему дует ветер? С чем связаны трудности развития территории страны?» и т.п. Развитие геогра-фического мышления является одной из целей обучения географии, и ком-петентностно-ориентированные задания могут быть полезны для проверки его сформированности.

Компетентностно-ориентированные задания могут быть классифи-цированы по разным параметрам: принадлежности к одному из названных выше контекстов (личностному или общественному), составу географиче-ских знаний и умений, необходимым для решения той или иной задачи, степени новизны ситуации и т.п.

Очевидно, что задания каждого из типов проверяют различные ас-пекты географической компетентности и возможно предположить, что тре-бования к ним могут различаться. Этот вопрос является важным и требует дополнительного исследования по мере накопления опыта разработки и использования компетентностно-ориентированных заданий.

В настоящее время в школах и вузах не уделено необходимое вни-мание географии по причине сокращения часов на изучение данной дисци-плины. В связи с этим возросло значение пройти географическую подго-товку кандидатам в космонавты: умения найти, выбрать географическую информацию, необходимую для решения конкретной заданной задачи при проведении НПИиЭ. Формированию именно этого общеучебного умения в настоящее время в школе и вузе уделяется недостаточно внимания.