ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
© Р.Е.Торгашев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.
Географическая компетентность как совокупность личных качеств специалиста (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) была заявлена в стандартах 2004 г. как одна из целей географического образования: использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Содержание учебной дисциплины «География» в послевузовском образовании имеет огромный потенциал для формирования предметных компетенций будущих кандидатов в космонавты, дает им широкий спектр знаний и умений, которые могут быть востребованы в их профессиональной жизни на борту пилотируемого космического корабля.
География изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. География непосредственно связана с другими науками, использует их данные. И при этом изучает пространственную организацию «всего сущего на Земле». Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих процессов, а активный фактор, влияющий на характер различных объектов (природных, экономических, общественных). Размещение объекта в пространстве само является таким же важнейшим качеством, как и другие его свойства.
Географическое мышление – это мышление, привязанное к территории, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента или отрасли. Именно такое мышление и позволяет найти ответ на такие повседневные вопросы, как: «почему идет снег сегодня?», «почему дует ветер?», «с чем связаны трудности развития территории страны?» и т.п. Развитие географического мышления является одной из целей обучения географии, и компетентностно-ориентированные задания могут быть полезны для проверки его сформированности.
Компетентностно-ориентированные задания могут быть классифицированы по разным параметрам: принадлежности к одному из названных выше контекстов (личностному или общественному), составу географических знаний и умений, необходимым для решения той или иной задачи, степени новизны ситуации и т.п.
Очевидно, что задания каждого из типов проверяют различные аспекты географической компетентности и можно предположить, что требования к ним могут различаться. Этот вопрос является важным и требует дополнительного исследования по мере накопления опыта разработки и использования компетентностно-ориентированных заданий.
В настоящее время в школах и вузах не уделяется необходимое внимание географии по причине сокращения часов на изучение данной дисциплины. В связи с этим возросло значение географической подготовки кандидатов в космонавты: умение найти, выбрать географическую информацию, необходимую для решения конкретной заданной задачи при проведении научно-производственных исследований и экспериментов. Формированию именно этого общеучебного умения в настоящее время в школе и вузе уделяется недостаточно внимания.