ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Н.Г.Иванов, И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития ребенка, что отражено в содержании нового Федерального государственного образовательного стандарта и в социальном проекте развития личности, общества и государства «Наша новая школа».

В свете перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты не случайно сделан акцент на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Идеи построения индивидуальных образовательных маршрутов и маршрутов индивидуального развития не новы. В своих трудах «Этика, или естественные основы нравственности», «Ум и страсти», «Свойства человека» К.Э. Циолковский настаивал на необходимости создания и реализацию в образовательной практике вариативных учебных программ, исходя из того, что успех учения зависит не только от способностей, но и от интересов ребенка. Педагог ориентировался на предоставление ученикам свободы и самостоятельности, развивая индивидуальные качества личности.

В контексте индивидуализации сопровождения развития ребенка сегодня особую актуальность приобретают вопросы информатизации образования. Для обеспечения высокого качества учебного процесса в современных учреждениях образования важными факторами становятся наличие электронных учебных материалов (презентации, интерактивные уроки); наличие виртуальных тестов и средств обработки; наличие информационной системы, способной осуществлять как учет результатов отдельно взятого обучающегося во временной области, так и статистическую обработку результатов групп обучающихся, сортировку и анализ результатов согласно требуемым критериям.

Одним из условий готовности педагогических работников к образовательной деятельности, которая предполагает ориентацию педагога на разработку индивидуальных траекторий развития обучающихся, создание индивидуальных маршрутов развития, индивидуальных образовательных программ, является создание в образовательных учреждениях информационно-образовательной системы (ИОС), способствующей эффективности работы, помогающей отслеживанию результатов обучения и развития каждого ребенка и группы в целом.

Важно понимать, что для наиболее удобной и эффективной работы педагога информационная система должна представлять собой единую программную среду. Система должна охватывать весь объем учебного процесса в рамках конкретной образовательной программы. С учетом открытой архитектуры ИОС в дальнейшем возможно расширение ее функционала для универсального применения в любых учебных программах.

ИОС может включать в себя следующие компоненты: электронную систему обучения; информационно-аналитическую систему; систему учета и анализа результатов учебного процесса.

Система учета и анализа результатов учебного процесса является наиболее важной и сложной частью ИОС и может включать в себя следующие основные функции:

– ведение профиля обучающегося, включающего в себя краткую информацию о личности обучающегося, прослушанных им курсах, пройденных в течение обучения тестах и их результатах;

– индивидуальный или групповой анализ результатов тестирования для определения динамики изменения параметров обучающегося или группы;

– формирование выборок в группе на основе определенных критериев (характер, мотивация и т. п.) для анализа;

– формирование отчетов в удобной графической форме, согласно заданным педагогом критериям;

– формирование индивидуальных или групповых рекомендаций для педагога на основе анализа результатов тестирования.

Основная задача ИОС заключается в существенном упрощении работы педагога на этапах обучения и анализа результатов, максимальной автоматизации процесса тестирования обучающихся, исключении человеческого фактора, способного внести ошибку, из процесса анализа результатов, выдачу рекомендаций по работе с обучающимися.

Представим в схематичном виде процесс работы с ИОС в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учреждении дополнительного образования детей:

– при поступлении нового обучающегося в системе создается его индивидуальный профиль;

– обучающиеся распределяются по группам;

– педагогом формируется план обучения групп;

– система соответственно плану обучения формирует необходимый набор тестов;

– по мере прохождения тестов в индивидуальные профили обучающихся вносятся результаты;

– после завершения курса, когда система получает результаты всех запланированных тестов, становится доступен анализ (стоит отметить, что возможен и промежуточный анализ результатов, но, понятно, что при меньшей выборке точность оценки будет ниже);

– педагог задает необходимые для анализа критерии (характер, мотивация и т. п.);

– система формирует отчет в графическом виде;

– система формирует рекомендации педагогу (индивидуальные или групповые).

Внедрение ИОС в учебный процесс позволит следить за эффективностью образовательных программ, наблюдать динамику и особенности развития обучающихся по различным параметрам, судить об эффективности работы педагога.

ИОС обладает мощным инструментарием обработки полученных результатов, включающим как формирование отчетов в удобной для педагога форме, так и формирование рекомендаций педагогу. Все это положительно влияет и на процесс образования в целом, и на дальнейшее расширение функционала системы.