ПУТИ И СРЕДСТВА МИНИМИЗАЦИИ РИСКА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ ВЫКАТЫВАНИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП НА ВЗЛЁТЕ
© А.М.Лушкин, А.В.Щукин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.
На разбеге, при выполнении каждого взлета командир воздушного судна, учитывая множество влияющих факторов, принимает решение: продолжить запланированный полет или прекратить его. В большинстве случаев принятие решения не вызывает проблем. Однако иногда возникают обстоятельства, ставящие под угрозу безопасность прерванного или продолженного взлета.
Если рассмотреть происшествия, связанные с проблемой прекращения или продолжения взлета, в зависимости от характера проявления отказа или причины, то можно выделить два вида событий:
I – причинный фактор возникает и проявляется внезапно (например, отказ двигателя, разрушение пневматики, срабатывание предупредительной сигнализации, попадание птицы, возникновение препятствия на ВПП и др.);
II – причинный фактор действует на протяжении разбега (например, дефицит тяги, подтормаживание колес и др.).
Принятый в настоящее время подход к принятию решения о прекращении или продолжении взлета учитывает только события I-го вида. Поэтому, если разбег самолёта происходит с темпом ниже необходимого для благополучного завершения взлёта, принятое экипажем решение может оказаться запоздалым вследствие дефицита дистанций, необходимых как для безопасного продолжения взлёта, так и безопасного прекращения взлета. Следовательно, необходимо вводить дополнительные критерии принятия решения о прекращении/продолжении взлета. При этом, параметрами контроля взлета могут быть: взлетные дистанции, продольное ускорение, время разбега.
В ведущих зарубежных и отечественных авиационных организациях, таких как NASA, Boeing, Aerospatiale, НИИАО, ЛИИ им. Громова, проводились исследования, направленные на разработку систем контроля взлета. Были разработаны комплексы алгоритмов, основной целью которых являлось раннее обнаружение критических ситуаций на этапе взлета и осуществление соответствующей информационной поддержки экипажа. Однако, несмотря на множество разработок проблема безопасности на взлете остается нерешенной, о чем свидетельствует тот факт, что ни на одном из современных пассажирских самолетов подобная система не задействована. Причина такой ситуации – сложность реализации и низкая надежность бортовых систем.
Наиболее рациональным представляется контроль времени разбега, при котором в качестве контролируемого параметра используется время достижения скорости V* (80 или 100 узлов). Критерием прекращения/продолжения взлета служит соответствие фактического времени достижения заданной скорости априорным значениям, рассчитанным до взлета.
Фактические параметры взлета контролируются непосредственно на борту в процессе разбега с помощью замера времени от страгивания до набора заданной скорости.
Априорные значения времени разбега рассчитываются для различных условий взлета и могут быть представлены пилотам как в виде набора таблиц, представляемых в бумажном виде, так и виде данных, представляемых на Electronic flight bag (EFB).
Таким образом, у пилота появляется дополнительная возможность контролировать процесс разбега и принимать обоснованные оптимальные решения о продолжении/прекращении взлета, в результате чего достигается снижение риска выкатывания воздушного судна за пределы ВПП на взлете.