ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
© А.В.Головко, Д.В.Коробушин, А.И.Рудев, Э.Г.Семененко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2012 г.
В рамках действующего международного космического права (МКП) система осуществления космической деятельности (КД) мировым сообществом сосредоточена в основном на исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В документах МКП не отражены необходимые в современных условиях требования и механизмы обеспечения безопасности и устойчивого развития КД.
В частности, в Комитете ООН по космосу интенсивно ведется разработка требований и мер, обеспечивающих реализацию организационно-технических и правовых решений проблемы предотвращения образования и снижения техногенного засорения околоземного космического пространства (ОКП). Введение скоординированных механизмов предупреждения образования космического мусора, предупреждения столкновений космических объектов (КО), удаления из ОКП нефункционирующих КО требует комплексного решения широкого спектра технических, международно-правовых и организационных проблем с привлечением всех заинтересованных государств.
Участившиеся в последнее время столкновения и другие инциденты в космосе потребовали повышения эффективности и ответственности, совершенствования механизмов координации КД государств на основе развития средств глобального мониторинга и усиления контроля реализации Руководящих принципов по предотвращению образования космического мусора на базе постоянного обмена информацией и специальных правовых механизмов, улучшающих взаимодействие на базе интеграции действующих механизмов.
Россия выступила с целым рядом научно-технических и юридических инициатив, направленных на снижение и нейтрализацию угроз безопасности; создание института обеспечения устойчивого развития КД в ОКП; включение в повестку дня Комитета ООН по космосу проблемы обеспечения долгосрочной устойчивости КД; организацию исследований по разработке Руководящих принципов обеспечения устойчивого развития КД в ОКП.
Существо и содержание проблемы состоит в адаптации требований МКП к условиям быстро изменяющейся структуры КД и космической обстановки, поиске и выявлении путей интеграции организационных, функциональных и научно-технических усилий национальных космических агентств под эгидой Комитета ООН по космосу для создания гарантий устойчивого развития КД в долгосрочной перспективе.
Возрастание роли космоса в жизнедеятельности государств и мирового сообщества должно обеспечить переход к новым современным принципам и стандартам эффективного сотрудничества и стратегического партнерства по проблеме долгосрочной устойчивости при реализации совместных международных космических проектов и программ в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
В этих условиях особую значимость приобретают меры транспарентности и укрепления доверия в КД, направленные на нейтрализацию появления сфер противостояния в космическом пространстве, на создание условий для обеспечения предсказуемости и устойчивости стратегических ситуаций в космосе.
В частности, требуется формирование и реализация комплекса юридических мер, устанавливающих условия контроля и недопущения развития гонки вооружений в космосе; активизация деятельности по укреплению международно-правового режима и мероприятий по обеспечению устойчивого развития КД в долгосрочной перспективе; предотвращение скрытного накапливания государствами военно-космического потенциала.
В рамках реализуемых РФ первоочередных мер по обеспечению вклада в долгосрочную устойчивость КД предусмотрено обеспечить безусловное выполнение требований «Руководящих принципов Комитета ООН по космосу» по предупреждению образования космического мусора и действующих российских государственных и отраслевых стандартов по космическому мусору для всех модернизируемых и вновь разрабатываемых отечественных изделий ракетно-космической техники; ускорить работы по созданию «Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве»; организовать взаимодействие с организациями – операторами космических аппаратов (КА) для оперативного получения информации о состоянии контролируемых ими объектов и выполнении требований по предупреждению образования космического мусора по завершении активного функционирования КА; продолжить работу в международных организациях МККМ, НТПК, Комитете ООН по космосу, Международной организации по стандартизации и других организациях, принимающих активное участие в разработке международных правовых и нормативных организационно-технических документов в сфере космического мусора.
В докладе рекомендованы новые подходы к реализации космической политики мирового сообщества с учетом интересов Российской Федерации, обеспечивающие рост эффективности использования результатов КД в интересах человечества и создание условий для устойчивого развития КД в долгосрочной перспективе.
Показана целесообразность взаимоувязки повестки дня «Рио+20» (обеспечение устойчивого развития мирового сообщества) и намеченной Комитетом ООН по космосу политики устойчивого развития КД, ориентированной на максимизацию вклада возможностей КД в решение проблем обеспечения всеобъемлющей международной безопасности; инновационное развитие государств; охрану окружающей среды.
В этой связи необходим переход Комитета ООН по космосу к новой организационно-правовой форме – Всемирной космической организации, что позволит усилить функции стратегического прогнозирования, планирования и реализации политики развития мировой космонавтики; повысить эффективность управления КД мирового сообщества на основе новой космической политики.