РАССМОТРЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (СППР) НА БОРТУ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ (МКС)

РАССМОТРЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (СППР) НА БОРТУ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ (МКС)

© Л.И.Чернокалова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2012 г.

Сложным человеко-машинным системам, таким как космическая станция, придается сейчас большое значение. Информация, необходимая для работы оператора в таких системах, с развитием техники постоянно увеличивается (из-за возрастания количества устройств, требуемых для работы, и усложнения этих устройств).

Деятельность экипажа на борту станции строго регламентирована – экипаж должен следовать указаниям, приведенным в бортовых инструкци-ях и в радиограммах.

Экипаж при работе последовательно выполняет шаги процедуры на любом шаге – он может столкнуться с нештатным развитием процедуры. Парировать те или иные нештатные ситуации сейчас можно при помощи бортовой инструкции, радиограмм или радиообмена с Землей.

Кроме того, по статистическим данным реальных космических поле-тов видна роль космонавтов как основного звена, реализующего алгоритмы выхода из нештатных ситуаций, в особенности, если выход из них связан с действиями в нерасчетных нештатных ситуациях и невозможностью реше-ния данной задачи с помощью автоматического контура управления.

Рассмотрение алгоритма действий экипажа по парированию нерас-чётной нештатной ситуации показывает, что для успешной работы экипажа необходимо постоянное участие в работе экспертов (специалистов, разра-ботчиков систем, проектантов и т.п.) на Земле.

Существуют, однако, причины, делающие такое решение невозмож-ным:

– возможность перерывов в связи на отдельных участках орбиты (в том числе, по причине выхода из строя части связной аппаратуры);

– невозможность постоянного участия в контуре управления необ-ходимого числа специалистов на Земле.

Далее, даже при наличии устойчивой связи с группой экспертов на Земле время реакции подобной структуры на запрос экипажа может ока-заться недопустимо большим.

Для решения проблем работы оператора во многих сложных челове-ко-машинных системах на летательных аппаратах, химических производ-ствах и др. используются системы поддержки принятия решений (СППР), которые позволяют оператору управлять системой без помощи экспертов. Но для каждой отрасли выбрана своя СППР

В авиации, например, применяются симбиотические системы под-держки принятия решений при планировании и реализации траектории ма-ловысотного полёта. В химической промышленности используются гиб-ридные экспертные системы. Эти системы поддерживают оператора и в тех условиях, когда время реакции на изменение работы системы должно быть минимально.

В условиях космических полетов экипаж сталкивается с различными нерасчетными нештатными ситуациями (неописанными в бортовой инст-рукции), чтобы парировать их предлагается подобрать комплекс СППР, который бы повысил эффективность экипажа при выполнении программы полета.