РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАДАЧЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАДАЧЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

© В.В.Воробьев, Е.В.Мозоляко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

Разрешение конфликтных ситуаций и избежание столкновений между воздушными судами требует разработки практически приемлемых схем и манёвров их предотвращения. В результате необходимого манёвра конфликтная ситуация разрешается, если минимальное расстояние между воздушными судами при их наихудшем сближении обеспечивается не менее заданного допуска, обеспечивающего безопасное эшелонирование. В основе такого манёвра лежит минимальное боковое отклонение от исходной трассы полёта в пределах разрешающего манёвра, структура которого регламентируется технологическими требованиями по управлению воздушным движением. Эти требования включают в себя минимальный по длительности S–образный манёвр увода судна с исходной траектории и возвращение воздушного судна на исходную трассу, а также прямолинейный участок выдерживания заданной продолжительности после расхождения воздушных судов.

При рассмотрении конфликтной ситуации прогнозируется ситуация сближения воздушных судов, производится её анализ. Требование регламента к разрешающему манёвру предусматривает минимальность суммарного времени пребывания маневрирующего судна в стороне от оси его трассы. Исходя из этого, для разрешения конфликтной ситуации выбирается одно воздушное судно, другое воздушное судно продолжает движение, не изменяя траектории полёта. При этом основное внимание уделяется кинематической стороне манёвров. Самолет рассматривается как кинематическая точка, движущаяся в пространстве; однако при этом учитываются ограничения по его скорости и ускорению.

Тем самым разрешение конфликтной ситуации может быть представлено в виде решения трёх задач, таких как задачи определения относительного положения воздушного судна в опасной ситуации, задачи определения случайных событий, таких как манёвр или угроза ВС, которые представляют собой частные случаи статического оценивания состояния динамической системы и теории статических решений, а также выполнение манёвров уклонения относящихся к задачам автоматического управления.

Построение разрешающего манёвра и расчёт его параметров позволяет разработать алгоритмы предотвращения конфликтных ситуаций, которые в соответствии с технологическими требованиями по управлению воздушным движением могут быть применены в ситуации очевидной угрозы столкновения. Расчёт параметров разрешающего манёвра для любых параметров конфликтующих воздушных судов по скорости движения, ограничений на боковое ускорение и других требований, изложенных в регламенте, показывают практическую значимость и возможность дальнейшего применения алгоритмов предотвращения столкновений воздушных судов.