РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕЖИМЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.
Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность личности, а умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, в этических и правовых нормах, в потребительских и эстетических ценностях, в овладении профессией и умении ориентироваться на рынке труда, в самоорганизации, в разрешении конфликтов. Переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании требует концептуальных изменений в методическом руководстве, психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса.
Сегодня в образовательной практике широко используется термин «профессиональная компетентность педагога», содержание которого включает в себя совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который осуществляет педагогическую деятельность на достаточно высоком предметном и методическом уровне, владеет приемами конструктивного педагогического общения, достигает стабильно высоких результатов в воспитании и развитии учащихся.
Сегодня как никогда личность педагога, его профессиональная компетентность, социальная и духовная зрелость представляют собой важные условия обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, а уровень сформированности профессиональных компетенций педагога является основным критерием результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества. Успех педагогической деятельности зависит от умения организовывать образовательный процесс, от способности активизировать познавательную и творческую активность обучающихся, умения контролировать и диагностировать эффективность образовательной деятельности.
Педагогические идеи К.Э. Циолковского о роли личности учителя в образовательном процессе в настоящее время получают особую актуальность. В своих трудах «Этика, или естественные основы нравственности», «Ум и страсти», «Свойства человека» Константин Эдуардович настаивал на необходимости создания педагогами и реализации в образовательной практике вариативных учебных программ, исходя из того, что успех учения зависит не только от способностей, но и от интересов ребенка. К проектированию вариативных индивидуально-ориентированных учебных программ педагог должен быть готов методически, психологически и организационно. Как указывал ученый, педагог должен ориентироваться на предоставление ученикам свободы и самостоятельности, развивая индивидуальные качества каждого ребенка. Это есть одно из условий осуществления успешного обучения и развития личности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области в рамках проекта № 12-16-40025а/Ц.