СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РАЗДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ГОЛОВНЫХ ЧАСТЯХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РАКЕТ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РАЗДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ГОЛОВНЫХ ЧАСТЯХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РАКЕТ

© Л.В.Фролов, С.Ю.Хомяков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2012 г.

Завоевать доверие заказчиков, закрепиться на рынке космических коммерческих пусковых услуг для решения широкого круга исследований – основная задача создаваемого современного исследовательского ракетного комплекса МР-30. Об этом также свидетельствует опыт предшествующего комплекса МР-12(20), где решение широкого круга задач обеспечивали более 60 блоков научной аппаратуры. На базе унифицированной головной части (ГЧ) широкие возможности при этом открывались применением системы разделения (СР), которая является одной из ответственных систем как исследовательской метеоракеты (ИМР), так и ГЧ с блоком научной аппаратуры (БНА).

СР обеспечивают сброс створок ГЧ, разделение ИМР и ГЧ, отделение БНА, стабилизацию их или вращение, сообщение ГЧ и БНА определенной скорости и необходимой ориентации. При этом создана целая гамма агрегатов СР: механизмы разделения (МР); пироприводы; пирозамки; механические замки; пирочеки; пружинные и пневматические толкатели, которые имеют свои особенности, отличающие их от применяемых в ракетах носителях и космических аппаратах.

Основные функции МР – это обеспечение разделения, отделения элементов конструкции ракеты, ГЧ с требуемыми параметрами (скорость, ориентация и т.д.). Разработана информационная компьютерная методика разработки МР, задачами которой являются унификация по усилиям (параметрам) разделения блоков и габаритам; минимизация габаритно- весовых характеристик; удовлетворение условий эксплуатационных нагрузок.

Технология методики предусматривает, главным образом, не создание новых элементов, а интеграцию максимально возможного числа уже разработанных систем путем их соответствующей адаптации и последующего развития в рамках подсистем ИМР. Это позволяет оптимизировать конструкцию, сократить время проектирования и наращивать методики проектирования БНА и ИМР в целом.