СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АВИАСТРОЕНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АВИАСТРОЕНИЯ

© В.И.Маврицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

Авиационная промышленность является одной из самых наукоемких отраслей экономики.

Основная цель развития науки и технологий авиационной промышленности – достижение мирового уровня создаваемой научно-технической продукции и создание постоянно обновляемого научно-технического задела (НТЗ), который должен стать основой обеспечения конкурентоспособности продуктов отрасли, в том числе, вновь создаваемых образцов авиационной техники. Достижение данной цели, требующее постоянного и масштабного освоения инноваций, должно быть обеспечено путем реализации следующих стратегических задач:

– ускорение формирования НТЗ как результата разработки и демонстрации новых технологий создания летательных аппаратов (ЛА) всех типов, включая аэростатические, авиационных двигателей, систем и агрегатов, а также их системной интеграции и экспериментальной апробации, достаточного для разработки конкурентоспособной авиационной техники;

– формирование интегрированной научно-инновационной и проектно-производственной среды, способной реализовать созданный НТЗ в конкурентоспособную продукцию авиастроения и смежных отраслей промышленности;

– расширение международной кооперации в области создания перспективных авиационных технологий.

До 1990 года наша страна создавала летательные аппараты, добиваясь паритета по всему спектру ЛА, при этом их стоимость и эффективность не являлись определяющими факторами. Решение принималось в условиях создания объекта за государственный счет. Это породило существующую систему разработки авиационной техники.

Современные условия диктуют иной подход, при котором решение о создании нового ЛА принимается лишь при достижении необходимого уровня готовности технологий, разрабатываемых в процессе создания НТЗ.

Этот подход предполагает использование для управления технологическим развитием девяти уровней готовности технологий, соответствующих этапам создания НТЗ. При этом первые шесть этапов прорабатываются вне непосредственной связи с конкретными программами (проектами) создания новой авиационной техники и завершаются созданием и демонстрацией моделей (прототипов) авиационных систем/подсистем. Доработка продуктовых технологий на последующих уровнях продолжается при ведущей роли промышленности с поддерживающим участием науки вплоть до освоения в серийном производстве новых изделий в ходе реализации программ (проектов) их создания. Одновременно в аналогичных условиях в ходе технологической подготовки производства доводятся до стадии практической реализации и новые производственные технологии, внедрение которых, как правило, требует дополнительных инфраструктурных затрат, не обеспечиваемых в полном объеме программами создания новой авиационной техники.

Финансирование создания НТЗ должно осуществляться из бюджета страны. Разработка авиационной техники финансируется из средств бизнеса. Данное распределение ответственности является основой для формирования порядка финансирования, обеспечивает государственную поддержку и конкурентоспособность авиационной промышленности.

Предлагаемый подход к разработке авиационной техники позволит, в частности, существенно снизить риски реализации авиастроительных проектов. В организационном отношении данный подход требует выделения работ по созданию НТЗ и обновлению производственной базы в отдельные направления деятельности государства по развитию авиационной промышленности.

Управление и контроль за развитием технологий с помощью системы уровней технологической готовности предполагается осуществлять в рамках так называемой технологической платформы.

В европейском понимании технологическая платформа это «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных… технологий, … на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества)…».

Аналогичное понимание термина «технологическая платформа» изложено в «Порядке формирования перечня технологических платформ», утвержденного Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Представляется целесообразным выделить 4 технологические платформы для разработки технологий в области гражданской авиации:

1) авиационная безопасность и надежность;

2) авиаэкология и эргономика;

3) энергетика и ресурсосбережение в авиации;

4) доступность воздушного транспорта.

Для каждой технологической платформы предлагается комплекс специализированных проектов. В частности, предлагаемая технологическая платформа «авиаэкология и эргономика» по своему содержанию аналогична европейской программе «Чистое небо».

Проект состоит из совокупности научно-исследовательских работ (НИР), выполнение которых осуществляется научными коллективами отраслевой, вузовской, академической и корпоративной науки.

Для реализации представленного подхода необходима разработка ряда нормативных документов, регулирующих деятельность по созданию НТЗ в авиастроении:

1. Национальный план развития науки и технологий в авиастроении на период до 2030 года (приоритетные направления развития, технологические платформы, целевые индикаторы создания НТЗ, объем финансирования).

2. Положение о порядке создания НТЗ в авиастроении (уровни технологической готовности, этапы инновационной деятельности, принципы управления и контроля).

3. Положение об Экспертном совете (состав совета, регламент работы, финансирование деятельности).

4. Комплексный план научно-исследовательских работ (в обеспечение Национального плана развития науки и технологий).

5. Комплексный план развития экспериментальной базы (в обеспечение плана НИР).

В последние годы рассматриваются различные варианты обеспечения комплексности исследований организаций авиационной науки. Наиболее рациональным в настоящее время представляется вариант создания национального исследовательского центра (НИЦ).

Основными задачами, стоящими перед НИЦ, являются:

– создание НТЗ, обеспечивающего передовые позиции отечественной авиационной промышленности в мире;

– подготовка решения о создании ЛА с учетом степени готовности НТЗ;

– реализация скоординированного единого плана развития экспериментальной базы на основе технического аудита;

– системная интеграция в концептуальном проектировании;

– комплексная экспертиза проектов ЛА;

– интеграция информационных и вычислительных ресурсов отрасли в сетевой среде;

– комплексная подготовка и переподготовка специалистов;

– реализация единой политики в области защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий.