СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВОЛЯ ВСЕЛЕННОЙ?

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВОЛЯ ВСЕЛЕННОЙ?

© В.В.Павловский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2012 г.

Философское наследие К.Э. Циолковского, основоположника современной космонавтики, мыслителя и ученого, и в наше время представляет непреходящий интерес, является безусловно актуальным. Поскольку всякое знание, в том числе философское, является исторически ограниченным, в большей или меньшей степени субъективным, то наше отношение к философским работам, вообще и в частности, к трудам отечественного мыслителя должно быть критически-конструктивным, направленным на выяснение истины, насколько это возможно в современных условиях и в наших силах.

В 1928 году в Калуге вышла в свет брошюра К.Э. Циолковского «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы». В данных тезисах мы рассмотрим основную идею основоположника современной космонавтики, изложенную в работе «Воля Вселенной», и переосмыслим ее с позиций современности.

Мы полагаем, что автор брошюры абсолютизирует в данном тексте роль воли и выводит ее за пределы человеческого общества, превращает ее в функцию мирового разума.

Рассуждения К.Э. Циолковского вместе с тем показывают, что он вначале опирается на научное, материалистическое объяснение происхождения благодетельной воли «человека». Он утверждает, что его воля зависит от «устройства головного мозга»; «высший мозг», по его словам, произошел в процессе развития мозга низших животных.

Мыслитель далее проявляет себя как дуалист, приписывая Вселенной, в которой до сих пор не обнаружены признаки живой разумной материи, волю как некую силу, имеющую разумный характер.

По К.Э. Циолковскому, Космос обладает разумом и абсолютной, высшей волей. Иными словами, этот феномен, согласно его пониманию, может быть определен как сверхъестественная сила. Отметим, что нигде в этой работе о боге или божественной силе нет упоминаний. Удвоение Вселенной, признание равноправными мировой материи, вселенской объективной реальности и всемирного разума, всемирной высшей воли, более того, управление этой материей со стороны всемирного разума и его всемирной воли – есть не что иное, как дуализм.

С позиций диалектико-материалистической философии и соответствующей науки подчеркнём, что не существует некая воля Вселенной, не существует некий мировой разум, – непрерывно же действуют объективные законы функционирования и развития природы, механические, физические, химические, биологические, социальные законы (два последних пока в масштабах Земли, насколько науке известно). Философия и наука материалистической направленности пришли к выводу, что законы функционирования и развития материи Вселенной имеют в себе потенциал биологического и антропологического развития, то есть способности порождения в благоприятных планетарных условиях жизни и разумно-деятельных существ.

Таким образом, К.Э. Циолковский как ученый выступает выдающимся новатором в вопросах разработки проектов воздухоплавательной и космической техники, а как мыслитель занимает – определим так – позиции атеистического дуализма. Таковы некоторые основные особенности теоретического наследия основоположника космонавтики.

И в качестве дополнения. Давно назрела необходимость издания Полного собрания сочинений К.Э. Циолковского под эгидой Российской академии наук. Его творчество – непреходящая интеллектуальная ценность как народов России, так и всего человечества. А средства на издание нужно найти, вплоть до обращения к Президенту РФ.