АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО МЕЖЗВЁЗДНЫМ ПЕРЕЛЁТАМ
© С.В.Александров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2013 г.
История развития космонавтики показывает, что главной преградой этому процессу является даже не дефицит ресурсов, а отсутствие «образа будущего», стратегического представления о направлениях и путях этого развития, видения перспективы. Это сказывается, как минимум, в трех аспектах:
– во-первых, отсутствие стратегического представления о направлениях и путях развития не позволяет вразумительно обосновывать необходимость выделения требуемых ресурсов для развития тех областей космонавтики, где нет реальной или легко прогнозируемой практической (экономической) отдачи;
– во-вторых, отсутствие видения перспективы не позволяет обоснованно планировать развитие космической техники;
– в-третьих, отсутствие «образа будущего» не позволяет задействовать нематериальную мотивацию кадров космической отрасли, что, прежде всего, делает ее крайне неустойчивой к кризисным явлениям в экономике и обществе.
На сегодняшний день космонавтика практически решила задачу освоения околоземного космического пространства. Вторая задача — освоение межпланетного пространства, Солнечной системы — стоит на повестке дня, а соответствующие научно исследовательские, а по ряду направлений и опытно-конструкторские работы ведутся уже несколько десятилетий. Следующим закономерным шагом станет исследование и освоение межзвездного пространства, полеты за пределы Солнечной системы.
Пилотируемый межзвездный полет ставит ряд научных, научно-технических и гуманитарных вопросов, от решения которых зависит сама реализуемость такого проекта. В силу сложности, и особенно масштабности, решение соответствующих задач потребует длительного времени. И чем раньше начнутся исследования в области межзвездных полетов, тем больше вероятность того, что такие полеты вообще состоятся.
Исследование проблем межзвездного перелета позволит по-новому взглянуть на ряд фундаментальных проблем, стоящих перед человечеством.
1. Межзвездные перелеты потребуют колоссального расхода энергии, которая должна быть сконцентрирована на борту звездолета. В настоящий момент требуемое энерговыделение прогнозируется для реакции ядерного синтеза и реакции аннигиляции. Есть мнение, что двигатели на этих принципах реализовать проще, чем стационарные энергоблоки, и создание двигателей для межзвездных перелетов станет необходимым шагом к освоению принципиально новых источников энергии для земной цивилизации. Можно предположить, что при решении энергетической проблемы межзвездных перелетов будут открыты и освоены и принципиально новые способы получения и хранения энергии.
2. Препятствием для межзвездных перелетов видится предельность скорости света. Многочисленные теоретические и некоторые экспериментальные работы показывают, что этот барьер не является непреодолимым, однако само по себе многообразие соответствующих теорий при ограниченных возможностях экспериментальной базы оставляет вопрос открытым. Пока тематика сверхсветовых скоростей не является актуальной соответствующие исследования сводятся, по существу, к перебору топологических абстракций. Между тем, очевидно, что «прорыв светового барьера» будет иметь колоссальное научно-мировоззренческое значение и способствовать выходу физики из некоего тупика, в котором она, по мнению ряда ученых, пребывает уже более полувека. Развертывание работ по межзвездным перелетам должно стать катализатором исследований пространственно-временного континуума, пространств высших мерностей и пр.
3. Экспедиции в другие звездные системы будут длиться годами и десятилетиями. Все это время сложная техническая система, которой является межзвездный космический корабль, должна исправно функционировать в тяжелых, до конца неизвестных внешних условиях. Часть систем звездолета будет работать малое время с большой мощностью, другая — в более щадящих условиях, но непрерывно в течение всего полета, сколько бы десятилетий он не длился. Поскольку абсолютно надежных технических устройств не существует, необходим комплекс технических и организационных мер по обеспечению длительной автономной эксплуатации этих систем. К сожалению, уже довольно длительное время земная техносфера развивается в направлении, несовместимом с созданием таких устройств, хотя очевидно, что именно такое развитие ее способствует нарастанию глобального экологического и энергетического кризиса. Таким образом, проработка технических средств обеспечения звездных экспедиций позволит предложить более разумное направление развития и всей остальной техники, используемой человечеством.
4. Создание и эксплуатация звездолета — длительный процесс, сравнимый или превосходящий продолжительность жизни человека, окончательных результатов которого может не увидеть никто из тех, кто его начнет. На протяжении всего этого времени программа должна обеспечиваться необходимыми материальными ресурсами и кадрами. Механизмов функционирования и ресурсного обеспечения таких программ в рыночной экономике не существует. Поискам таких механизмов посвящен совместный проект NASA и DARPA «100 Year Starship» (100YSS), начатый в январе 2011 г.
Глобальность задачи и большой ожидаемый объем затрат вызывают естественное стремление к международному сотрудничеству в работах по межзвездным полетам. Однако опыт международных программ последних 20 лет показал, что реальное участие какой-либо страны в них возможно только в том случае, если стране есть, что предложить, если имеется какая-то национальная программа или научная школа. Основой для формирования научной школы в области межзвездных перелетов в нашей стране может послужить целый ряд работ отечественных инженеров и ученых, относящихся, однако, к 1960-м – 1980-м годам.