БОГ В ФИЛОСОФСКИХ ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

БОГ В ФИЛОСОФСКИХ ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.Савицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

В докладе рассматриваются взгляды русского философа и ученого К.Э. Циолковского, касающиеся понимания им сути и атрибутов Бога, отношения между Богом, миром и человеком, вопросов познаваемости Бога.

Важно, что концепция Бога у Циолковского имеет научный характер, в связи с чем его представление о Боге опирается на данные естественных наук, в частности, астрономию и физику. В то же время он критически анализирует мифологические образы богов или Бога.

Философия космизма, которую развивал Циолковский, вела его к своего рода научной вере в Бога. Можно также сказать, что Циолковский создал определенный тип религии, основанной на научных принципах. Его отношение к Вселенной приобретает мистический характер, поскольку он говорит о трансцендентном существе, которое называет Причиной космоса.

Иное определение Бога в концепции Циолковского связано с пониманием его как идеи любви и солидарности, которая объединяет все существа. Бог также понимается им как наивысший представитель (президент) организации высших существ космоса. Русский мыслитель провозглашал онтологический монизм, который выражается в его вере в бытийное единство материального и духовного начал. Этот монизм даёт представление о его понимании Бога, который приобретает пантеистический характер. Он не трактует Бога как личность как в христианстве. С другой стороны, приписывает Причине моральные качества. Причина является единством любви, милосердия и понимания, ведущим Вселенную к радости и устраняющим все страдания. В связи с таким пониманием Причины Циолковским выявляется родство его представления о Боге с тем пониманием Бога, которое разработало христианское богословие. Однако есть и существенные различия. Так в концепции Циолковского присутствуют элементы близкие буддизму, которые означают, что следует говорить скорее о понимании им Причины не как Бога, а как божественности.

Будучи учеником Федорова, Циолковский продолжал традицию русского космизма, и это направление определяло его философию Бога. Бог есть, в его понимании, в первую очередь космическая воля, которая является носителем добра, имеет не только человеческое измерение, но присутствует во всей Вселенной. Становится ясным, что представление Циолковского о Боге выходит за рамки христианской категории богочеловечества, доминировавшей у представителей русской религиозной философии Серебряного века.

Циолковский в своей философии Бога не следует за догматически понимаемым христианством, в частности, православием. Трудно утверждать, что он отвергал христианские догмы (как Толстой). Скорее он трактовал это по-новому, в соответствии с положениями своей монистической и панпсихической философии. Учение о Святой Троице он понимает следующим образом: Бога Отца считает Первопричиной, которая порождает сыновей божьих (эквивалент Сына), и те рождают истину (синоним Духа). Характерная для мышления Циолковского линия космизма, понимания всего в перспективе творческого, растущего и развивающегося в направлении наивысшего добра космоса, приводит к тому, что его видение Бога в гораздо меньшей степени, чем у других русских мыслителей (Достоевский, Соловьев, Бердяев), учитывает антропологическое начало. Категория Воплощение не играет у него значительную роль, что, впрочем, коренится в недуалистической метафизике Циолковского.

Иисус Христос рассматривался калужским мыслителем как совершенный человек, который учил о Боге как о Причине Вселенной и идее мировой любви, а космос рассматривал как среду, благоприятную для человеческих существ. Концепция космической Причины у Циолковского с его идеей Бога как Христа может быть соотнесена с «точкой Омега» в философских трудах французского философа П. Тейяра де Шардена.