ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ
© В.И.Лушников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.
Персидский поэт и моралист Саади Ширази (ок. 1181–1291) указывал, что счастья не будет у того, кого в детстве плохо воспитали, и если зеленый побег легко выпрямить, то сухую ветвь может исправить лишь огонь.
С точки зрения аксиологического (ценностного) и философско-антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности ребенка, подростка являются духовность и нравственность. Они связаны с мотивационной сферой, которая представлена внешней составляющей — нравственностью и внутренней составляющей — духовностью.
Внешняя составляющая — нравственность — достаточно полно и глубоко исследована учеными как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. А.С. Макаренко, А.Ф. Анисимов, Т.Н. Гумницкий, А.А. Гусейнов, А.И. Шемшурина, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Б.М. Неменский и многие другие видные педагоги, как деятели прошлого, так и наши современники, открыли законы развития нравственных качеств в человеке, раскрыли суть духовно-нравственного воспитания личности, которая будет жить по стандартам добра. Они высказали тревогу относительно пробелов в нравственном становлении подрастающего поколения, которые могут привести к уничтожению страны в целом.
Что касается внутренней составляющей — духовности, то эта составляющая изучена слабо. Отсюда понятно выделение семантической пары «духовно-нравственное» воспитание в образовании.
Большая часть населения Российской Федерации желала бы возвращения принципов нравственности и социальной справедливости в рамки государственной и общественной жизни страны. Пришло осознание глубины дистанции между реальной и виртуальной жизнью. В обществе нарастает понимание значения трудов Макаренко, устоев русской Православной Церкви как социального института в нарастании борьбы за духовно-нравственное будущее страны.