ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВНЕКОРАБЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЁТА

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВНЕКОРАБЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЁТА

© О.Д.Пушкарь
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2013 г.

Под концептуальной моделью понимается формируемая у человека-оператора совокупность знаний и представлений о рабочей среде, целях, средствах и способах деятельности. Концептуальная модель включает в себя типовые схемы, которые оператор использует в реальной обстановке для принятия решения и осуществления управляющих действий (Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., Логос, 2001).

Внекорабельная деятельность (ВКД) космонавтов осуществляется в условиях безопорного пространства; жёсткого лимита времени; психологического стресса в начальной фазе первого выхода в открытый космос; дискомфорта, вызванного многочасовым нахождением в замкнутом пространстве скафандра; тяжёлых физических нагрузок (фиксация карабинов страховочных фалов, транспортировка грузов, монтаж и демонтаж оборудования); возможности возникновения нештатных ситуаций, несущих прямую угрозу жизни (разгерметизация скафандра, несанкционированное отделение от внешней поверхности космического аппарата) и др.

Адекватность концептуальной модели ВКД является необходимым условием безопасности и эффективности работы космонавта в процессе как первого, так и последующих выходов в открытый космос.

Во время специальной парашютной подготовки у космонавтов формируется профессионально важное качество — умение целенаправленно работать в условиях реального стресса. В программу этого вида подготовки целесообразно ввести упражнение, которое по эмоциональной насыщенности можно сравнить с выходом из шлюзового отсека в открытый космос. Упражнение включает переход обучаемого из боковой двери вертолёта на внешний топливный бак с последующим отделением по команде инструктора от летательного аппарата в свободное падение.

После приобретения навыков эксплуатации скафандра для выхода в открытый космос, изучения средств шлюзования, инструментов и оборудования ВКД концептуальная модель ВКД формируется в процессе тренировок на самолёте-лаборатории, в гидролаборатории и барокамере. Такие тренировки могут включать:

– выполнение в специальном макете скафандра для ВКД в условиях реальной невесомости на самолёте-лаборатории отдельных операций ВКД (перемещение по поручням с использованием страховочных фалов, вход в «якорь», транспортировка грузов различной массы и различных габаритов, установка макетов оборудования в узлы фиксации);

– отработка в гидроаналоге скафандра для ВКД в условиях моделированной невесомости в гидросреде типовой циклограммы ВКД (открытие выходного люка, выход из шлюзового отсека, перемещение по внешней поверхности, транспортировка грузов, монтаж-демонтаж оборудования, возвращение в шлюзовой отсек, закрытие выходного люка);

– приобретение навыков по управлению системами скафандра для ВКД в условиях вакуума в барокамере.

Описанная программа может быть также использована для подготовки методистов-инструкторов по ВКД и испытателей, участвующих в эргономических испытаниях средств ВКД.