ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

© Т.С.Колмыкова, Е.А.Мерзлякова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

Переход к управлению экономикой в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. предполагает серьезные изменения в финансовом планировании. Это касается, в первую очередь, создания механизмов финансового обеспечения становления и развития национальной инновационной системы. В этих условиях неизбежным представляется активизация роли государства в финансовом обеспечении инновационного развития.

Финансовое стимулирование инноваций осуществляется с помощью прямых и косвенных методов воздействия. Преимущество косвенных методов государственной поддержки заключается в том, что при значительно меньших затратах (по сравнению с прямым финансированием) ими может быть охвачен больший круг субъектов инновационной деятельности. Среди инструментов создания благоприятных условий для привлечения средств в инновационный сектор экономики присутствуют такие меры, как возможность ускоренной амортизации основных средств, развитие механизмов субсидирования науки и инноваций, введение налоговых льгот, создание сети фондов венчурного капитала, законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности, создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития.

На сегодняшний день государственное участие в инновационной деятельности в виде непосредственной финансовой поддержки осуществляется преимущественно путем усиления программно-целевого метода финансирования. В рамках данного направления реализуются государственные программы, которые представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. При реализации программно-целевого финансирования решается целый комплекс социально-экономических и организационных задач: поддержка актуальных направлений научных исследований, подготовка по ним кадров, стимулирование участия промышленности в реализации результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ, подключение малого инвестиционного бизнеса к выполнению программ. Кроме того, отдельное место в системе бюджетного финансирования инноваций занимают специализированные научные фонды, наиболее значимые из которых — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), финансирующие на конкурсной основе в форме грантов проекты фундаментальных исследований. Также в России с 1994 года функционирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В настоящее время с его помощью реализуется почти 20 программ инновационного развития. Ежегодно финансовую поддержку получают более 2000 малых инновационных предприятий и более 1500 молодых ученых.

Таким образом, для достижения устойчивых параметров экономического роста на основе развития инновационного потенциала формируется и совершенствуется система государственной поддержки инноваций, которая не только обеспечивает прямое финансирование приоритетных проектов, но и обеспечивает благоприятные условия для субъектов инновационной деятельности.