ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ.)

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ.)

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2013 г.

ХIХ в. в философской жизни России наступил вместе с именем А.И. Радищева. Его деятельность активно способствовала пробуждению русской философии как философии самобытной, формирующейся и развивающейся на проблеме историософической, на понимании самобытности России, ее исторических судеб, ее будущего.

Еще с эпохи Московского царства, а может быть и ранее в духовной жизни Руси присутствовало ощущение особенности России и русского народа, дух мессианства и богоизбранности. ХIХ и ХХ вв. обострили и усилили эти настроения. Общим выводом практически всех философов этого времени был вывод о том, что слава России лежит в будущем, она как бы исподволь готовит себя к этой судьбе, способной изменить образ жизни и дух всего человечества. По всей видимости, впервые эта идея была изложена П.Я. Чаадаевым в письме к Е.Д. Панковой.

В то же время, в России выделились два направления, пытающихся обосновать сущность России: западничество и славянофильство. Представители первого утверждали, что Россия стала существовать только после реформ Петра I, и что до этого как таковой державы не было, не было даже и зачатков. Славянофилы же наоборот, считали что Россия — самобытна, и что только благодаря этой самобытности мы можем называться Великой державой.

Русский космизм, по мере его становления и развития становится все более и более космополитичным. В то же время, его отличительной чертой всегда была явно выраженная активная гражданская позиция, говорящая о необходимости социальных и антропологических изменений в целях совершенствования общества и человека.

Существует объективная необходимость изменения социального уклада, его реорганизации и совершенствования. Это должно стать главной, важнейшей задачей для человечества и для каждого члена общества. Именно на это направляется вся философская система взглядов К.Э. Циолковского: достижение социально справедливого, рационально устроенного общества, где счастливы все его члены, все части этого общества. Таким образом, главной идеей здесь является утверждение мыслителя о том, что целью деятельности всего общества и каждого его члена должно стать стремление, разумное желание сделать счастливым весь космос, каждую его часть. Это значит, что не должно быть страданий и жестокости. С этим надо бороться, и тогда счастье, как отсутствие всего негативного, станет реальностью. В «Конспекте космической философии» Циолковский писал о том, что счастьем является также свобода (в том числе и свобода от страданий) и материальная обеспеченность. Это является источником общественного устройства людей, источником их законов, их поведения.

В конечном же итоге это может привести и приведет к постепенному стиранию границ, а в дальнейшем и к появлению единого человечества с единым общепланетарным демократическим правительством. Циолковский предельно космополитичен в своих взглядах. Тем не менее, он следует в русле русской традиции, которая определяла особое место России и российского гения, как интеллектуального и духовного двигателя в цивилизационном прогрессе человечества.

В идеях русских философов этого времени сформировался неподробный, но, в то же время, основной портрет русского с его гражданской позицией как человека-патриота. Человека, который готов пожертвовать собой ради России, всего человечества, человека, который свободен как в своих мыслях, так и в своих действиях. Человека, ищущего лучшее в России прошлого и воплощавшего свои идеи в России настоящего и будущего.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области (гранты №13-13-40001 и №13-13-40002).