ИНФРАСТРУКТУРА УЧЁТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В АВИАЦИИ

ИНФРАСТРУКТУРА УЧЁТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В АВИАЦИИ

© Н.М.Козлова, А.А.Меденков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2013 г.

Создание образцов вооружения и военной техники, как и другой наукоёмкой высокотехнологичной техники, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке, во многом обеспечивается применением инновационных технологий, в том числе учёта психологии и возможностей человека. Такой учёт повышает надёжность и конкурентоспособность авиационной техники и эффективность её применения. Совершению лётчиком ошибочных и несвоевременных действий способствует недостаточный учёт его психологии и возможностей при создании и эксплуатации авиационной техники, а также в процессе подготовки, тренировки и оценке готовности к выполнению полёта. Поэтому инженерно-психологическое и эргономическое проектирование позволяет существенно повысить безопасность полётов, качество подготовки, тренировки и работоспособность лётного состава и сократить сроки освоения новой авиационной техники.

Инженерная психология и эргономика располагают достаточным арсеналом технологий психофизиологической оптимизации алгоритмов, средств и условий деятельности лётчика. Основная проблема, сдерживающая их эффективное использование в авиации, вызвана отсутствием организационной системы обеспечения надёжности лётного состава, реализующей комплексный подход к взаимосвязанному применению этих технологий на этапах проектирования и в процессе эксплуатации авиационной техники.

В связи с этим возникает потребность в создании условий для обеспечения инновационного учёта человеческого фактора в авиации, формирования его инфраструктуры, обеспечивающей разработку современных образцов авиационной техники. Основными элементами её являются:

– методология инновационного учёта человеческого фактора при создании и в процессе эксплуатации авиационной техники;

– технологии, методы и средства оценки и прогноза психофизиологической надёжности лётного труда;

– техническое, тренажёрное, аппаратурное оснащение и информационное обеспечение исследовательских организаций и инженерно-психологических и эргономических лабораторий для проведения исследований, обобщения и анализа их результатов;

– специалисты в области учёта человеческого фактора, владеющие методами инженерно-психологического и эргономического проектирования алгоритмов, средств и условий лётной деятельности, а также оценки её напряжённости и эффективности;

– нормативно правовые документы, регламентирующие содержание, порядок и объём проведения эргономических исследований, экспертиз и разработок в процессе создания и эксплуатации авиационной техники;

– научно-практические исследования и разработки, проводимые в интересах изучения закономерностей лётной деятельности, создания инновационных технологий учёта человеческого фактора и их практического использования для обеспечения психофизиологической надёжности лётчика;

– система организации эргономических исследований и разработок, создания и охраны интеллектуальной собственности в области учёта человеческого фактора и её вовлечения в хозяйственный оборот.

В настоящее время во всех элементах структуры имеется существенное отставание от современных требований и возможностей. Создание инновационной инфраструктуры учёта человеческого фактора в авиации невозможно без придания этому направлению приоритетного характера путём принятия соответствующих организационных и финансовых решений. Эти решения должны касаться, прежде всего, существующих организаций, учреждений и заведений, способных расширить, усилить и придать ускорение инновационному учёту человеческого фактора в авиации.

В целом, предложенный подход к формированию и развитию инфраструктуры эффективного учёта человеческого фактора в интересах авиации и его практическая реализация будут способствовать созданию конкурентоспособной отечественной авиационной техники различного назначения.