ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© А.А.Меденков, М.А.Милованова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2013 г.
Институт авиационной медицины Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии им. академика И.П. Павлова, созданный в 1935 г. как «Авиационный научно-исследовательский санитарный институт Рабоче-крестьянской Красной армии» и получивший такое наименование в 1936 г., считался «центром авиационно-медицинской мысли». Направления его исследований накануне Великой Отечественной войны в научной литературе должным образом до сих пор не представлены, т.к. исследования были закрытыми и их результаты публиковались в сборниках с грифом секретности. В связи с этим актуально представить направления исследований Института авиационной медицины накануне Великой Отечественной войны с учётом ранее закрытых публикаций учёных института.
Проводимые в Институте исследования, были непосредственно направлены на повышение боеготовности и боеспособности авиации за счёт учёта психофизиологических особенностей лётного труда при отборе и медицинском освидетельствовании лётного состава, требований к их функциональному состоянию и бортовому оборудованию. В то время лётчик считался виновным в 38% аварий в транспортной авиации и в 44% случаев при обучении в авиационных школах. При этом 75% всех аварий происходило при посадке. В 25% аварий в процессе учебно-боевой подготовки и в 16% аварий в учебных полётах причинами являлись неправильная оценка расстояний и высоты полёта и последующие ошибки при выравнивании самолёта. Считалось, что это следствие недостаточного глазомера, нарушений пространственной ориентировки и правил полёта. В связи с этим проводились исследования и разрабатывались требования к органам зрения, слуха, функциональному состоянию лётчика и его профессионально важным качествам.
Исследования этой направленности в Институте выполнялись в интересах изучения особенностей и улучшения условий восприятия полётной информации. Основой этих исследований явились результаты выявления связи лётных происшествий с ошибками восприятия и оценки воздушной обстановки, причиной которых явились нарушения цветового восприятия при недостаточной освещённости приборной доски. В связи с этим обосновывались требования к органам зрения курсантов при их отборе в лётные училища и при освидетельствовании лётного состава после заболеваний, разрабатывались методы врачебно-лётной экспертизы и рекомендации по учёту индивидуальных психофизиологических особенностей курсантов. Определялись профессионально важные требования к лётчикам бомбардировочной и истребительной авиации. Много внимания уделялось выявлению признаков утомления и переутомления лётного состава и обоснованию методов предупреждения снижения их работоспособности. Разрабатывалась методология использования барокамер в интересах оценки функционального состояния, возможностей организма лётчика и устойчивости к высотному фактору. Изучалась связь нервно-психического состояния лётчика с его ошибочными действиями и профессиональной надёжностью. Обосновывались методы «нервно-психической профилактики» в авиации.
Большой цикл работ выполнен в интересах исследования слуховой функции лётчика и оценки влияния повышенного уровня шума в кабине на восприятие речи и радиообмен. Разрабатывались требования к органам слуха, методики его исследования и оценки. Уже в то время понималась важность обеспечения пространственной ориентировки лётчика в полёте. В связи с этим разворачивались исследования по выявлению факторов, влияющих на пространственную ориентировку лётчика, особенно при полётах по приборам. Практическое значение для обеспечения безопасности посадки имели исследования восприятия лётчиком сигнальных огней аэродрома. Необходимо было установить пороги их восприятия в условиях слабой освещённости, влияние на определение высоты полёта и удалённости, а также особенности восприятия огней при работе в проблесковом режиме.
Важным направлением явилось изучение влияния перегрузок и укачивания на работоспособность лётчика. Исследовались механизмы нарушения пространственной ориентировки при воздействии ускорений Кориолиса, связи вестибулярного аппарата с парасимпатической и сердечно-сосудистой системами. Разрабатывались мероприятия по профилактике воздушной болезни. Изучались особенности костной проводимости в связи с вибрационной чувствительностью и её важностью для ведения радиообмена в условиях повышенной шумности. Разрабатывались рекомендации по улучшению ларингофонов, используемых для переговоров членов экипажей, создавались противошумные средства для профилактики утомления и переутомления лётчиков.
Накануне Великой Отечественной войны Институт авиационной медицины своими разработками и рекомендациями внёс весомый вклад в повышение боеспособности отечественной авиации и повышение работоспособности лётного состава.