КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КОСМОНАВТИКИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
© В.А.Иванов, А.М.Кирюшкин, В.Д.Оноприенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.
Когнитивная наука изучает процессы восприятия окружающего мира человеческим мозгом с целью его познания: как мыслит человек, на что обращает внимание, каким образом происходит научение творческим процессам и как или каким образом происходит озарение в изобретательстве, что толкает, принуждает человеческий мозг к оптимальным конструкторским решениям.
На основе науки открытий конструируются когнитивные технологии — устройства, учитывающие наше состоянии в системе «человек-мозг», внимание к нашему вниманию (запоминанию, усвоению, воспроизведению точного или с изменением), а также приборы, которые могут наблюдать за работой нашего мозга и воспринимать команды, сигналы мозга.
Мозг, интенсивно вытаскивая эти образы, активизирует и закрепляет в сознании знания, в итоге мы понимаем смысл изобретения и независимо от нас происходят новые озарения и решения, которые, привлекая гуманитарные знания, дают возможность управлять, творить, изобретать и конструировать.
Cognito по латыни означает познание, т.е. узнать, познать, добыть знания.
Развивая теорию долгосрочного технико-экономического прогноза, Н.Д. Кондратьев и Й. Шумпетер придавали революционное значение движителю технической революции, представляющему этот процесс долгосрочного прогноза в виде последовательного замещения крупных комплексов технологически сопряженных — технологических укладов.
В работах К. Перес и Д. Е. Дементьева показана сложная связь технологического уклада с финансовым и промышленным капиталом и их взаимосвязь и взаимозависимость от системы образования. В сфере становления нового технологического уклада определялись объемы инвестиций в базовые инновационные и необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Практическая реализация этих идей предложена Д.С. Львовым и С.Ю. Глазьевым как основа начала структурной перестройки экономики на основе следующего нового технологического уклада, так как становление и рост нового технологического уклада определяет глобальное развитие экономики страны в ближайшие два-три десятилетия. Жизненный цикл технологического уклада охватывает примерно 100–120 лет.
Комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения (инновационное развитие), участвующие в создании технологического уклада, получили название «ключевой фактор». Отрасль, играющая ведущую роль в распространении нового технологического уклада, является его несущей отраслью.
В любом обществе, и нынешнее не исключение, всегда остается потребность в людях образованных, в широком смысле слова креативных, инициативных, инновационных, творческих, и именно их должна готовить система образования.
Узкий технологизм и профессионализм — это не лучший способ движения в посткризисной экономике. Почему во многих американских технологических университетах в штате состоят поэты и художники? И почему бизнес (это ведь не государственные университеты) готов тратить на их содержание деньги? Поэты и художники ведут занятия по мастерству, где будущие технари знакомятся со словесностью, с поэзией и искусством. И оказывается, это знакомство благотворно влияет на их изобретательские, конструкторские и инновационные способности. Особенно, когда эти работы связаны с долгосрочными прогнозами интеграционных исследований по ближнему и дальнему космосу, и здесь университеты привлекают еще и писателей-фантастов.
Физиологическим обоснованием этого является асимметрия головного мозга: природа, когда задала нам два полушария, уже намекнула, что оба должны работать. А современные люди — левополушарные одномерные рационалисты, функционеры, прагматики. Правое полушарие, по сути, у большинства из нас не задействовано, кроме людей творческих, а ведь именно оно отвечает за невербальность, воображение, поэзию и искусство.
Наука и искусство от своего рождения и до наших дней взаимодействуют через художественные образы, творческие приемы и креативность. И ученый, и художник видит предметы своего исследования в одном и том же объективном пространстве — в мире художественных образов. Только отображают эти образы по-разному: кистью, нотами, формулой или уравнением.
Обычно художник и инженер используют некоторые технологии, являющиеся продуктом науки и творчества, но применяют для решения своих конкретных задач. И для каждого соседствующая область творчества является просто сокровищницей идей, творческих приемов взаимопроникающих при создании нововведений, которое наше общество еще не переварило и не осознало, чтобы научить думать, творить и использовать эти идеи и технологии.