КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ

© С.А.Володина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

В настоящее время адекватный имидж необходим для руководителя любого уровня. Правильный выбор профессионального имиджа обеспечивает возможность быстрого расположения людей к себе, установления с ними доброжелательных контактов. Это способствует достижению устойчивого делового успеха и предотвращению появления предпосылок для складывания конфликтных ситуаций.

На формирование профессионального имиджа влияют многие факторы. Среди них необходимо выделить конфликтологическую компетентность, которая состоит из конфликтологических знаний и умений, а также накопленного жизненного и профессионального опыта. «Руководители призваны воспринимать конфликты как естественное условие управленческой деятельности, проявляя при этом выдержку, корректность и профессиональную ловкость перевода конфликтных ситуаций в здравомыслящее протекание».

Руководителю любого уровня важно уметь своевременно идентифицировать сложившуюся трудную ситуацию в группе или между отдельными личностями, распознавая ее переход в конфликт и управляя его развитием. Как показывают результаты исследований, по вине руководителей, из-за их ошибочных решений происходит 52% конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости сотрудников — 33%, из-за некомпетентного подбора кадров — 15%. В этой связи особую ценность в формировании профессионального имиджа руководителя составляют знания в области конфликтологии, отработка техник упреждения и конструктивного разрешения конфликтов.

Однако по результатам исследования с участием руководителей автором установлено, что более 60% респондентов признают необходимость повышения конфликтологической компетентности, 7,9% из них не испытывают необходимости в этом и 31,6% периодически сталкиваются с дефицитом знаний и умений в данной области.

Межличностные отношения в коллективе, построенные на взаимном доверии, уважении друг друга и самоуважении, способствуют созданию благоприятного морально-психологического климата в нем. Данная установка позволяет избежать недопонимания и, соответственно, предупредить конфликтные ситуации, что оказывает положительное влияние на функционирование организации.

Поэтому сегодня руководителю особенно необходимо обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение норм профессиональной этики, умение направлять постоянно возникающие конфликтные ситуации в конструктивное русло. Данные умения позволяют эффективно управлять впечатлениями внешнего окружения, что формирует положительный имидж руководителя и способствует укреплению его деловой репутации, придает личному и профессиональному имиджу наибольшую привлекательность. Это, вне всякого сомнения, является необходимым условием результативности и эффективности деятельности всей организации в целом.