КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

© А.В.Колесников, С.Н.Сиренко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

К.Э. Циолковский являет собой ярчайший пример личности, высшим приоритетом которой было познание Вселенной. Научная деятельность была для Константина Эдуардовича основной потребностью и главным смыслом существования. Деятельность подобного рода выдающихся людей выступает одним из основных факторов развития человечества в целом. Несомненно, даже при наличии генетической детерминации формирование каждого учёного осуществляется под воздействием системы образования. Современное образование, в особенности высшее, все в большей степени тяготеет к узкой профессионализации. В обществе весьма популярны прагматические взгляды на образование, рассматривающие его как процесс приобретения утилитарных навыков, позволяющих, прежде всего, успешно функционировать в условиях современного экономического механизма, в качестве одного из многочисленных его элементов. Современное научное познание также отличается весьма специализированным, преимущественно коллективным и технологизированным характером. Вместе с тем, истинным и главным движущим фактором развития научного знания, особенно в области фундаментальных наук, остается творчество — полет творческой мысли и интуиция исследователя. Страсть познания — главный побудительный мотив для значительных научных свершений. В этом смысле устремление Циолковского в космос — весьма актуальный ориентир для современной системы образования, в том числе и прежде всего образования элитарного, ориентированного на подготовку кадров высшей квалификации — интеллектуальной научной элиты.

Отличительная черта мировоззрения Циолковского — стремление к целостности. Все проблемы, которыми он занимался, носили ярко выраженный комплексный, междисциплинарный характер. Требовалось знание математики, физики, химии, биологии. Более того, имея свою, возможно спорную, концепцию переустройства и организации общества, Константин Эдуардович не был безразличен к социальным проблемам. Комплексный характер имеют и современные фундаментальные научные проблемы. В качестве примера можно привести новую область исследований — когнитивную информатику, преследующую цель создания машин, способных функционировать наподобие человеческого мозга. Очевидно, для успешного решения столь масштабной задачи необходимы глубокие знания физиологии, молекулярной биологии, информатики, физики, математики, философии, медицины. Подобной комплексной сложной междисциплинарной проблемой является проблема организации защиты Земли от метеорной опасности, реальность и неотвратимость которой продемонстрировали недавние события в Челябинске.

Чтобы научное сообщество оказалось готовым к принятию подобных катаклизмов, могло адекватно ответить на «вызовы» космоса, необходимо вводить элементы междисциплинарного синтеза в действующую систему образования. Необходимо стимулировать интерес к научному познанию как таковому, устройству космоса, механизмам эволюции на всех уровнях организации Вселенной. Только человек, испытывающий острое любопытство при взгляде на звёздное небо, по-настоящему способен на великие свершения.