МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е.П.Прохорова, М.К.Астафьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

Установление цены и основание ценовой политики — существенные элементы маркетинговой деятельности любого предприятия, в том числе предприятий ракетно-космической промышленности. В значительной степени от цены зависят достигнутые коммерческие результаты деятельности и предприятия и отрасли в целом, а грамотная ценовая политика на долгие годы определяет позиции предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Как правило, цена продукции или услуги свидетельствует о её конкурентоспособности и занимаемой предприятием позиции на рынке.

При выходе отрасли на мировой космический рынок возникает необходимость установления мировой цены, объективно отражающей стоимость товара или услуги и характеризующейся следующими признаками: цена, по которой осуществляются крупные экспортные и импортные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков; цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках; цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.

Необходимо учитывать, что ценовая конкуренция на мировых рынках ограничена.

Её сдерживает внешняя политика отдельных государств, международных концернов и организаций.

При формировании цен учитываются особенности отрасли и отраслевые позиции предприятия, характеристики товара и его положение на рынке, издержки производства, рыночная политика отрасли, психология потребителей и множество других факторов.