МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРИМЕНЕНИЯ МЫШЕЧНЫХ ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ПРИЁМОВ НА СТАТОЭРГОМЕТРИЧЕСКОМ СТЕНДЕ

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРИМЕНЕНИЯ МЫШЕЧНЫХ ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ПРИЁМОВ НА СТАТОЭРГОМЕТРИЧЕСКОМ СТЕНДЕ

© С.М.Дворников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2013 г.

Идея создания первой в мире центробежной машины принадлежит К.Э. Циолковскому. В 1879 году он построил её и провёл на ней опыты. Вес цыплёнка был увеличен в 10 раз без видимого для него вреда. В настоящее время вращение на центрифуге является обязательным элементом в подготовке лётчиков и космонавтов.

Лётчики современной авиации при выполнении фигур высшего пилотажа испытывают быстро нарастающие продольные перегрузки до 9g, с продолжительностью до 30 с. Без специальных технических средств защиты и специальной подготовки переносимость таких перегрузок невозможна.

Для подготовки испытателей ОАО «Научно-производственное предприятие “Звезда”» к вращениям на центрифуге (ЦФ), участвующих в испытаниях новых образцов средств защиты, был реанимирован проект «Статоэргометр», который представляет собой стенд-тренажёр для дозированной статической нагрузки и предназначен для оценки и укрепления статической выносливости мышц ног и торса, а также формирования навыка использования мышечных противоперегрузочных приёмов. В его изготовлении были учтены конструктивные и методические недостатки предыдущих моделей. Отличиями от предыдущих моделей являются: установка серийных (подвижных) педалей самолёта, возможность имитации боковых перегрузок, регистрация величины усилий и создание электронного архива для дальнейшего анализа уровня подготовленности каждого испытателя.

Целью настоящего исследования была оценка эффективности методики тренировки испытателей на «Статоэргометре» для повышения статической устойчивости. В испытаниях приняло участие 12 испытателей-добровольцев: одна группа — испытатели (5 чел.), имеющие опыт вращения на ЦФ и успешно переносящие вращение с перегрузкой 9g; вторая группа — новички (7 чел.), не имеющие опыта вращения на ЦФ. Перед началом тренировок все испытатели прошли экспертную оценку статической мышечной выносливости, которая определялась в положении сидя по максимальной величине пиковой нагрузки.

Курс тренировки длительностью в 10–15 дней состоял из двух этапов. На первом этапе в течение пяти дней испытатель ежедневно выполнял упражнения с трёхступенчатой дискретно возрастающей статической нагрузкой величиной 120, 140, 160 кгс длительностью по 20 с на каждой ступени и с минутным интервалом между ними. На втором этапе величина нагрузки на отдельных ступенях была увеличена — 160, 200, 240 кгс, время удержания на каждой ступени по 15 с. Общее время тренировки составило 15 минут.

На первом этапе тренировок все испытатели отмечали трудности в синхронном выдерживании одинаковой нагрузки на обе подвижные педали. При этом величина колебаний от заданной величины нагрузки на каждой ступени составила 10–15%. Практически у всех испытателей на конечной ступени отмечался тремор мышц нижних конечностей, однако все выполнили пробу в полном объёме. Эти проявления были более выражены у опытных испытателей. Они объясняли это сформировавшимся навыком создания усилий на неподвижные педали, которые установлены на центрифуге и не требуют балансировки. На третьей недели выраженность отмеченных особенностей у всех испытателей уменьшилась.

Обследование после курса тренировки показало, что пиковое значение максимальной статической нагрузки на нижние конечности, которую способны были перенести испытатели, выросло в среднем на 10,9%. Все испытатели отметили, что в процессе тренировок сформировался навык применения статического мышечного напряжения нижних конечностей и торса в вынужденной позе (сидя), в котором находится испытатель и лётчик во время перегрузки и при использовании подвижных педалей. Моделирование условий, имитирующих действие боковой перегрузки, существенно снижало статическую выносливость на 20–25%, что требует дальнейших исследований.