МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СООТВЕТСВИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «РУСЬ-М» И ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СООТВЕТСВИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «РУСЬ-М» И ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ

© М.А.Емельянова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

Необходимым условием для успешного проектирования изделия является взаимосвязь интересов потребителей и продавца. Зная требования потребительского сегмента, можно еще на этапе создания проекта заложить все необходимые параметры, и тогда проект будет приносить максимальную отдачу, в том числе в виде прибыли.

Существует множество подходов к оценке соответствия возможностей и требований потребителей, один из них — метод структурирования функций качества (СФК), применение которого в аэрокосмической отрасли требует адаптации.

Метод СФК имеет следующие преимущества:

– позволяет установить связь между требованиями потребителей, техническими характеристиками изделия, параметрами его функциональных подсистем и их компонентов на всех этапах разработки.

– обеспечивает средства перевода потребительских требований в совокупность контролируемых характеристик и требований к методам реализации технологических операций.

Методика СФК рассмотрена на этапе планирования продукции. Это один из наиболее сложных и ответственных этапов производства новой продукции, задачей которого является преобразование требований потребителей к продукции в ее технические (инженерные) характеристики. СФК, или построение Дома Качества, производится в 8 этапов: определение потребительских требований (ПТ) к новой конкурентоспособной продукции; составление списка важнейших инженерных характеристик (ИХ) разрабатываемой продукции; оценка степени тесноты парных взаимосвязей между ПТ и ИХ; анализ парных взаимосвязей между ИХ и определение направления изменения каждой характеристики для обеспечения требуемых значений ПТ; определение абсолютной и относительной важности каждой из ИХ; определение технических и экономических трудностей смещения ИХ в нужную сторону; сравнение степени реализации ПТ и уровней ИХ рассматриваемого изделия с его ближайшими конкурентами, а также определение требуемых значений ИХ (целей).

Метод СФК позволяет не только формализовать процедуру определения основных характеристик создаваемого продукта с учётом пожеланий потребителя, но и принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов создания нового продукта.