МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «В КОСМОСЕ «ЯСТРЕБ» И «ЧАЙКА» В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «В КОСМОСЕ «ЯСТРЕБ» И «ЧАЙКА» В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

© Л.Н.Канунова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

Важная роль в развитии институциональной структуры общества принадлежит молодёжи как основному фактору и ведущему ресурсу развития страны. Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития российской системы образования, т.к. оно интегрирует не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты. Хорошей платформой для формирования гражданско-патриотических компетентностей у молодёжи является музей.

В июне 2013 г. в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского (ГМИК) состоялось открытие выставки, посвященной 50-летию полёта космических кораблей «Восток-5» и «Восток-6», которые пилотировали Валерий Федорович Быковский и первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Цель выставки: сохранение и популяризация историко-технического наследия в области космонавтики. Реализация таких проектов сегодня — перспективная область деятельности музея.

На выставке были представлены уникальные материалы ГМИК. В качестве экспонентов также выступили: Государственный центральный музей истории современной России (г. Москва); Мемориальный комплекс лётчика-космонавта СССР А.Г. Николаева (с. Шоршелы, республика Чувашия); Павлово-Посадский историко-художественный музей (Московская область); Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Особое место в выставке занимают личные документы и вещи В.Ф. Быковского из архива семьи Быковских, впервые переданные для экспонирования.

Экспонаты выставки полностью погружают посетителя в атмосферу 1963 г. — атмосферу праздника, который тогда ощущал весь мир, рукоплескавший первым космонавтам.

Большое внимание на выставке уделено аспекту краеведения, формированию любви к малой родине. Калугу по праву называют «колыбелью космонавтики». Многие космонавты считают своим долгом после возвращения из полёта посетить Калугу, чтобы почтить память К.Э. Циолковского. В.Ф. Быковский впервые приехал в Калугу в декабре 1964 года. Во второй свой приезд в сентябре 1969 г. он выступил с докладом «Претворение в жизнь идей К.Э. Циолковского по сборке космических кораблей на орбите» на IV Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского. В тот же день космонавт № 5 посетил ГМИК и внутри своего спускаемого аппарата, незадолго до этого ставшего музейным экспонатом, оставил автограф: «Как приятно снова побывать в родном корабле!». В.В. Терешкова приезжала в Калугу в апреле 1973 года для участия в праздновании Дня космонавтики.

Выставка осветила широкий круг вопросов, связанных с групповым космическим полетом, в максимальной степени удовлетворила любознательность посетителей, дала ответы на интересующие вопросы. Мониторинг посещения выставки выявил положительные результаты ее работы: дети больше узнали о своей Родине, у них появился живой интерес к истории отечественной космонавтики.

Формирование гражданско-патриотических компетентностей у молодёжи шло через ознакомление и восприятие выставочного проекта. Опыт работы на выставке показал, что полное и адекватное восприятие материала выставки будет лишь в том случае, когда подросток подготовлен к этому процессу.

Сегодня для успешной реализации педагогических возможностей развития гражданско-патриотических компетенций молодёжи через использование культурно-образовательного потенциала ГМИК требуются совместные усилия музея и образовательных учреждений.

Образовательная деятельность музеев должна развиваться по пути интеграции с системой образования, которая позволит организовать особую среду музейной коммуникации. Для формирования единого культурного образовательного пространства необходима разработка совместных проектов и программ как локального характера, так и регионального масштаба. Такой комплексный подход к духовному развитию молодёжи выбран определяющим при проектировании содержания образовательной деятельности ГМИК.

В докладе приводится план разработки и краткое содержание совместного проекта «Интеграция основного образования и музейной деятельности в контексте компетентностно ориентированного образования молодёжи».