О ФИЛОСОФИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ РОССИИ

О ФИЛОСОФИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ РОССИИ

© В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2013 г.

Тема о философии развития космонавтики возникла в результате многолетнего анализа практической реализации направлений развития ракетно-космической техники. Система взглядов на облик космонавтики, сложившаяся на этапе становления, ориентировалась на предметно-объектовую ориентацию. Выбор направлений носил субъективный характер. Если не пересматривать периодически идеологию развития (в том числе и в космонавтике), система заходит в тупиковое состояние, за которым следует разрушение.

Что может стимулировать своевременный пересмотр и изменение программы: внутрисистемный анализ развития (взгляд изнутри), ориентированный только на технологический прогресс; межсистемный анализ значения и местоположения (взгляд извне) в решении национальных задач?

Соответственно это:

– взгляд изнутри приводит только к «улучшениям» в рамках существующей «картины», принятой идеологии, «изнутри» изменить идеологию развития нельзя;

– взгляд «извне»: нужно увидеть картину мира с философских позиций, т.е. подняться на уровень общих (более высокого уровня) законов развития и понимания социально-общественного развития нации (государства).

Для этого у философов существуют 2 подхода:

– критика кризиса развития «инженерии», не связанная с социально-экономическим устройством;

– требования гуманизации «инженерии».

Усиление критики кризиса инженерии и необходимость ее гуманизации в философском смысле должны привести к появлению подхода, который можно положить в основу методологии развития.

Различные, с момента своего возникновения технические и гуманитарные подходы к философии техники с неизбежностью вступают в диалог и естественное противоречие друг с другом. Философия техники уделяет особое внимание анализу природы самой техники — её концепций, технологических процедур, когнитивных структур и объективных явлений. Вследствие этого она приступает к объяснению мира преимущественно в технических терминах. И поэтому не без основания можно говорить о росте или расширении технического сознания.

Гуманитарный подход или то, что называют также и герменевтической философией техники, стремится, напротив, раскрыть значение техники — ее связи с транстехническим: с искусством и литературой, этикой и политикой, а также с религией.

Таким образом, эти подходы стремятся и должны создать знание о нетехническом облике космонавтики.

Утрата «образца» или переход к новой идее. В проведенном исследовании авторы исходили из идеи единства и взаимосвязи трех основных составляющих возникновения новой идеи:

– социального значения и отношений, возникающих при ее становлении;

– форм деятельности (практик), осваиваемых индивидом и выступающих как «инобытие» в социальных отношениях;

– форм знания или «знаковых систем», закрепляющих и обосновывающих сложившуюся социальную структуру, и, следовательно, сложившиеся практики.

Все значимые действия индивида традиционной культуры представляют собой воспроизведение «образца», прадействия предка — культурного героя. Индивид не является самостоятельным центром действия, но через него действуют предки. Индивид — часть «рода», постоянно воспроизводящегося в смене поколений.

Идея свободы индивидуальной судьбы отражает процесс разрушения рода, того вечного круга бытия, в котором протекала жизнь индивида родовой общины. Круг разрывается в Путь, который индивид проходит по воле богов.

Жизнь индивида проходит ряд превращений, переходов по ступеням старшинства, от одного возраста к другому, затем переход из мира живых в мир предков и новое возвращение. В течение многих тысяч лет все новые поколения поддерживали этот круг бытия, воспроизводя почти без изменений написанный предками сценарий жизни рода.

А что при этом гуманитарии? Они также обременены родовыми традициями философии. Груз исторических традиций философского ряда весьма велик, начиная от древности (Греция, Рим, Восток, раннее средневековье), ложится незыблемым фундаментом мифологической картины мира. В рамках этого мифологического фундамента философии и его ритуалов различия в родовых концепциях гуманитариев и «инженерии» пока нет перспектив сближения и начала сознательного сотрудничества «близнецов-соперников».

Каков выход из создавшегося состояния? Разрушение сложившихся каст. Греховность будет состоять в том, что инженер станет гуманитарием (не теряя своего качества как инженера), а гуманитарий поднимется до уровня инженера. Объединение начал в едином разуме поднимается на уровень понимания развития как единого целого, что является условием устойчивого развития любых систем, функционирующих на основе взаимодействия противоположностей.

А что же тогда можно говорить о философии развития космонавтики?

В такой области деятельности как космонавтика не может быть феноменов единичного содержания, не имеющих развития с расширением задач (и их значения). В ряде случаев мы и сталкиваемся с цепочкой создаваемых средств без стратегического продолжения. Для космонавтики развитие должно иметь во всех ее элементах преемственность к большим замыслам и целям при согласованных взаимозависимостях и взаимообусловленности. Общество должно иметь программу развития целей на осмысленную перспективу с четким представлением о ближайших и отдаленных результатах, не выходящих за рамки «здравого смысла», определяемого будущим инженером-гуманитарием (или гуманитарием-инженером), сочетающим в себе талант видения внутреннего и внешнего развития.

В этой трансформации и сближении знаний и исторического опыта инженеров и гуманитариев просматривается новый вид синтетического знания, которым должен обладать индивид, вступающий на путь деятельности, связанной с крупномасштабным междисциплинарным видением будущего и пути к нему.

Видимо настало время сформировать новый научно-практический предмет, в основу которого должна быть положена методология системного анализа и синтеза на основе энциклопедических гуманитарно-технических знаний мироустройства современного общества.