О КВАЛИФИКАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

О КВАЛИФИКАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

Научное творчество К.Э. Циолковского стало предметом пристального внимания многих исследователей на протяжении последних десятилетий. Однако чем больше новых аспектов, оригинальных подходов и нестандартных взглядов предлагалось их авторами на этом пути, тем сложнее было определить, что же на самом деле представляла собой научно-мировоззренческая позиция калужского учёного. При этом мало учитывается тот факт, что Циолковский является представителем своего времени, для которого был характерен определенный уровень социально-политического развития и соответствующее этому периоду состояние науки и техники. Жизнь его протекала в конкретной историко-бытовой среде, на фоне реальных исторических событий, к которым он тоже был не безразличен. Он имел свой характер, вкусы, привычки, пристрастия, культурные и научные запросы, заблуждения и иллюзии. Без всего этого, рассмотренного в единстве, решить вопрос о мировоззренческой позиции Циолковского невозможно. Интеллектуальная база научного творчества Циолковского сформировалась в процессе органического сочетания итогов самообучения, образовательной и научной политики Российского государства, учёта сведений о тенденциях в научном и техническом творчестве, полученных из официальных источников.

Его концепция космической философии в целом представляет собой довольно эклектичную систему, в которой автор стремился учесть и использовать не только максимальное число оригинальных и перспективных идей своего времени, разрабатываемых в теоретическом знании (прежде всего в естествознании) и циркулирующих в мировой и отечественной культуре, но и многие идеи, сформулированные в истории философии и науки, которые произвели лично на него серьезное впечатление. В России, где подобного рода проекты пытались в эти годы создавать многие, он тоже нашёл своих сторонников и преемников в начале нового столетия. Основу таких построений составили вера в прогресс и могущество человеческого разума, чрезвычайное внимание к будущему, опора на абсолютно совершенные идеалы, выход за пределы исторического времени в вечность. Система Циолковского утопична. Она может быть отнесена к социалистическому типу (в отличие от анархистского и либерально-демократического типов утопий), усиленному сциентизмом и технократизмом, характерными для буржуазного общества на ранних этапах его развития. Ценностная база этической составляющей социально-философской концепции Циолковского сформировалась на основе буржуазных идеалов, принципов и оценок.

Человек у Циолковского — существо природное. Он вышел из природы, зависит от нее и не может без нее существовать. Законы природы для Циолковского представляют собой абсолютную, без всяких исключений, устойчивую связь. Нравственные законы не менее абсолютны. В его этической доктрине довольно отчётливо проступила вся ограниченность принципа гуманизма, доведённого автором до крайности. Прежде всего, это индивидуализм, переродившийся в эгоизм; концентрация внимания на абсолютных оценках, ценностях и нормах; стремление рассматривать процессы исключительно односторонне; уверенность в «естественной природе» нравственных процессов и придание чрезвычайного значения разуму отдельной личности, способному подчинять и контролировать чувственную жизнь человека.

Для Циолковского арена нравственной жизни — это космическое единение. Именно в нём будет полностью отсутствовать движение к самоистреблению, налажена система воспитания и усвоения каждым гражданином высших идеалов. В нем пропадет основание для каких-либо страхов и опасений, вплоть до страха смерти. Наступит полнейшее безбрежное ничем не прерываемое счастье. Циолковский полагает, что если нравственная доктрина покоится на исключительно благих моральных требованиях и безупречных идеалах, то и построенная на них теоретическая система позволит выработать такие рекомендации для области нравственных отношений, которые бы полностью исключили какие-либо проявления аморализма. Но ни история нравственности, ни народная мудрость, ни этическая теория подтвердить этого не могут.

Удивительно, но в последние двадцать лет эта модель морального идеала для существования общества с негативными нравственными последствиями, характерная для буржуазных теорий, очаровавшая естествоиспытателей и политиков, поддерживаемая властью всеми возможными способами, в том числе и законодательными, реализовалась в нашей стране и тем самым прошла практическую проверку.