ОБЪЕКТЫ ТРАНСКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ

ОБЪЕКТЫ ТРАНСКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ

© О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2013 г.

Известное выражение о том, что дорожная сеть это «кровеносная система» индустрии, в полной мере справедливо и для Луны, на поверхности которой предстоит проложить дорожную сеть.

Если в исторической перспективе будет развёрнута индустриальная колонизация Луны, то очевидно, что существующая на Луне горно-техническая обстановка обусловит необходимость наличия парка землеройно-транспортных и дорожно-строительных машин или создания многофункциональной машины с совмещением функций буксировщика, бульдозера, скрепера, грейдера и пр. Облик и расчёт базовой дистанционно управляемой технологической машины с высокой опорной проходимостью и маневренностью в конфигурации одноковшового погрузчика с комбинированной (фронтально-задней) разгрузкой ковша, возможностью навешивания бульдозерного отвала и виброрыхлителя массой 3,3 т и мощностью 33 кВт, был представлен в 2006 г. (см. ж. «Полёт», 2006, №7). Обосновано применение колесного ходового оборудования. Низкая вероятность отказов систем достигается отсутствием гермокабины со средствами жизнеобеспечения, шлюзового отсека, скафандров, агрегатов гермостыковки с обитаемым модулем. Предусмотрена дополнительная возможность кабельного или троллейного электропитания двигателей мотор-колесо.

Трудовая деятельность человека на поверхности Луны обусловит создание технических средств, которых сегодня нет, например: гермоотсек с бесшлюзовым выходом космонавта в забортное пространство; мобильный модуль сопровождения для перемещения космонавтов в пределах промышленной зоны (см. «Луна», изд-во РКК «Энергия», М., 2011). В той же мере это можно отнести к задаче производства строительных материалов из местного сырья (лунобетон, или строительные блоки из реголита, полученные методом спекания). Перспективным представляется способ использования реголита, расфасованного в мягкие пакеты (мешки). В такой форме реголит может быть применён в качестве радиационной и противометеоритной защиты и термоизоляции путём обкладывания объектов такими защитными пакетами, что может оказаться более рациональным, чем их заглубление и засыпка (см. ж. «Полёт», 2008, №12).

Представляется, что дорожное строительство на Луне в начальный период будет предусматривать сооружение простейшей грунтовой дороги, построенной с помощью дорожной машины, с приданием грунтовому покрытию несложного профиля. Проезжая часть будет улучшена путём введения скелетных добавок (гравия, щебня). Нельзя исключить на первых порах появления дорожного покрытия колейного типа в виде двух раздельных полос, расстояние между осями которых соответствует ширине колеи транспортного средства. Частота кратерной сети побуждает прибегнуть к так называемому ландшафтному методу проектирования, при котором элементы дороги должны гармонично сочетаться с окружающей местностью, тем не менее предусматривается срезка верхних частей кратерных валов с использованием грунта для отсыпки насыпей в пониженных местах. Проект должен предусматривать минимизацию таких операций, как надвижка грунта, сооружение кавальеров. Не исключается сооружение виадуков, мостовых переходов из трансформируемых металлоконструкций, затвердевающих материалов или материалов с памятью формы. Заслуживает внимание идея строительства рельсовых путей на опорах, где можно уйти от проблемы покрытия дороги и запылённости, а также сооружение монорельсовых и канатных трасс. Первые транспортные трассы, хотя трудно предвидеть в каком исполнении, соединят, по-видимому, обитаемую и производственную зоны, взлётно-посадочную площадку и место размещения ядерного энергомодуля, который, в целях безопасности, должен быть размещён на расстоянии не менее 1 км и обвалован.

Для территориального изучения Луны в глобальном масштабе необходимо обеспечение доступа в любую селенографическую (от «географическая») зону. При крайне пересечённом лунном рельефе дальние и длительные путешествия грунтовым транспортом не будут продуктивными или возможными. Даже при оптимизированных налунных (от «наземных») транспортных средствах будущего это может растянуться на многие годы. Посадка с селеноцентрической орбиты во множество представляющих интерес точек лунного глобуса вряд ли целесообразна как с технической, так и с экономической точки зрения.

Исходя из предположения, что Луна всё-таки будет изучаться, исследоваться и осваиваться в качестве седьмого континента Земли, автор считает назревшим для активного обсуждения вопрос о создании суборбитальной ракетной авиации (см. ж. «Полёт», 2008, №12) и концептуальной разработки таких летательных аппаратов, которые позволят оперативно осуществлять десантные исследовательские экспедиции в отдалённые от базы районы Луны. В неменьшей степени, чем на Луне, суборбитальная ракетная авиация может быть востребована при исследовании Марса, да и на Земле она нашла бы свою нишу.