ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА РЫНКЕ КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА РЫНКЕ КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

© Е.В.Побирухина, М.В.Ловчинская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

Наличие сильного конкурентного влияния свидетельствует о значительном развитии рыночных отношений и о зрелости отрасли и форм бизнеса. В ряде секторов космического рынка сложилась достаточно острая конкуренция. На данный момент конкурентоспособность товаров и услуг в ракетно-космической промышленности весьма жестка. Применение большинства современных методик в оценке конкурентоспособности космических проектов и программ, товаров и услуг, зачастую невозможно. Это характеризуется «закрытостью» рынка, т.е. наличием определенного количества потребителей, технической сложностью товаров, олигополистическим характером конкуренции. В этой связи на космическом рынке приёмы и стратегия конкуренции иная, чем на рынке чистой конкуренции. Здесь присутствует политический фактор, фактор двойного назначения, обязательно присутствует государственное регулирование.

Однако для оценки конкурентоспособности товаров и услуг ракетно-космической деятельности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью заказчика, а затем сравнить полученные показатели. Так как за базу сравнения берётся конкретная потребность заказчика (частного или предприятия-заказчика), возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.

При этом порядок оценки конкурентоспособности выглядит следующим образом: первоначально определяется изделие ракетно-космической техники, для которого проводится оценка конкурентоспособности, по нескольким экспертным оценкам. На основе изучения рынка и требований заказчиков определяется перечень технических и экономических параметров, которые будут исследоваться. Затем проводится сравнение по каждой группе параметров, т.е. выясняется, насколько каждый параметр изделия близок к параметру потребности. На основе единичных проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оцениваемым товаром и потребностью. В итоге рассчитывается интегральный показатель, который представляет собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.