ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА МОРСКОМ УЧАСТКЕ ТРАССЫ ВЫВЕДЕНИЯ ПРИ АВАРИЙНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛЁТА

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА МОРСКОМ УЧАСТКЕ ТРАССЫ ВЫВЕДЕНИЯ ПРИ АВАРИЙНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛЁТА

© М.В.Журавлёв
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2013 г.

Учитывая большую протяженность морского участка трассы выведения космического аппарата (КА) при старте с космодрома «Восточный», обеспечить прибытие поисково-спасательных сил за время не более четырех часов (время заложено при проектировании) трудновыполнимо. В связи с этим, концепция спасания разрабатывается на базе статистических данных вероятности отказов ракет-носителей (РН) при выведении. Так, для РН «Союз» наибольшая потенциальная вероятность отказа реализуется на участках старта, больших скоростных напоров, разделения ступеней (включая запуск и выключение двигателей), соответственно на этих участках должно обеспечиваться размещение поисково-спасательных средств.

Общая идеология работы поисково-спасательного обеспечения при посадке на воду строится из реализации спасения КА на прибрежном участке (до 300 км) силами средств сухопутного базирования (вертолеты), на большем удалении от берега — силами океанских (морских) судов, оснащенных вертолетами.

В указанных районах потенциального приводнения КА, в случае аварии РН, целесообразно обеспечить дежурство на момент старта корабля по одному судну с вертолетом на борту. Между этими районами поисково-спасательные средства должны располагаться, исходя из возможностей и наличия судов, но не менее одного судна в середине трассы. При этом к спасению экипажа должны привлекаться торговые и военные суда разных стран в соответствии с существующими международными соглашениями. В Дальневосточном районе спасательные суда могут базироваться в одном из незамерзающих портов региона, например, Петропавловске-Камчатском. На момент старта РН спасательные суда и авиационные комплексы типа Ил-76МДПС с десантируемым спасательным катером типа «Гагара» должны находиться по трассе выведения в районах, предварительно определенных для каждого спасательного средства. После получения координат места посадки КА самолет может выйти в район посадки, десантировать катер со спасателями, которые эвакуируют экипаж из КА. Технические возможности катера позволяют обеспечить его плавание в течение двух суток с собственным запасом хода до 500 км. До истечения этого срока катер должен быть принят на борт спасательным судном, осуществляющим дежурство в данном районе.

Таким образом, подход с учетом вероятности отказов РН при указанных технических средствах может обеспечить спасание экипажа КА на указанном участке трассы выведения.