ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ В БОРЬБЕ ЗА МОНОПОЛИЗАЦИЮ ЕВРОСОЮЗОМ РЫНКА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ
© Ю.В.Смирнова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2013 г.
22 февраля 2013 года в Москве была проведена Международная конференция по снижению эмиссии парниковых газов от гражданской авиации. Участники конференции выразили в совместной декларации свою конкретную волю в отношении европейской директивы на торговлю квотами.
Директива Европейского союза (ЕС) 2008/101/ЕС принята в ноябре 2008 года. Она определяет механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС. Согласно данной директиве, вступившей в силу 2 февраля 2009 года, с 2012 года сюда включена авиация, в том числе все авиакомпании мира, которые выполняют полеты в страны- члены ЕС. Действие документа распространяется на протяжении всего маршрута полета в Европу и из нее, что затрагивает интересы неевропейских авиакомпаний, осуществляющих рейсы в страны ЕС, то есть под квотирование подпадает весь маршрут.
Директива ЕС 2008/101 нарушает принципы, заложенные в ст. 1 Чикагской конвенции, то есть квоты должны приобретаться за весь маршрут, а не только за пролёт над территорией ЕС. Механизм распределения денежных средств, которые предполагается получить за продажу квот на эмиссию, не представляется для ознакомления всем желающим.
Участники конференции проработали недостатки директивы, по результатам данного обсуждения были определены следующие направления:
– принята декларация, содержание которой учитывает принципы международного права и приоритет Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization (ICAO) при выработке кем бы то ни было предложений, затрагивающих общие интересы ее членов;
– разработан пакет средств противодействия ЕС.
Они были включены в так называемую «корзину мер», являющуюся составной частью Московской декларации. Она состоит из 9 пунктов. Палитра ответных средств разнообразна. В большинстве своем положения «корзины» предусматривают ряд конкретных действий. Среди них — возможность подачи жалобы в соответствии со статьей 84 Чикагской конвенции в целях разрешения спора в отношении торговли квотами в соответствии с правилами ИКАО по разрешению разногласий; запрос от авиапредприятий государств-членов ЕС предоставления данных, аналогичных системе торговли квотами ЕС, о полетах и другой необходимой информации. Но наиболее радикальные из этого ряда рекомендаций касаются применения действующего законодательства или принятия новых нормативных актов и правил или использования иных правовых механизмов с целью запрета авиапредприятиям участвовать в системе регулирования выбросов парниковых газов; приостановки консультаций или переговоров по увеличению прав на полеты для авиапредприятий-эксплуатантов воздушных судов ЕС; введения дополнительных налогов и сборов с европейских авиапредприятий в качестве ответных мер.
Участники конференции снабдили свое коллективное «против» достаточно грозным механизмом. Последний, девятый пункт «корзины» (любые другие действия/меры), по существу, устанавливает безграничный характер документа или «бездонность корзины». Таким образом неевропейские члены ИКАО получили в свое распоряжение весьма универсальный правовой инструмент воздействия на своих европейских коллег.