ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕДУРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОБЛАСТИ ДИАГНОСТИКИ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
© О.Ф.Машошин, Г.С.Зонтов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2013 г.
В процессе эксплуатации авиационной техники (АТ) происходит непрерывное изменение технического состояния узлов, агрегатов, деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) вследствие протекания естественных процессов старения (изнашивания, усталостных явлений, коррозии и т.д.). При этом возникает изменение диагностических параметров ГТД, впрямую или скрыто указывающих на проявление внешних диагностических признаков изменения технического состояния двигателя.
Комплекс, включающий объект, средства, алгоритмы оценки технического состояния, образует систему диагностирования.
Авиационный ГТД как объект характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. В свою очередь, необходимость диагностирования двигателя определяется закономерностями изменения его технического состояния и затратами на поддержание работоспособности.
Средствами диагностирования служат специальная аппаратура, приборы и стенды. Они делятся на внешние, неинтегрированные в конструкцию двигателя, и встроенные, являющиеся его составной частью и используемые для контроля состояния на всех режимах работы.
При диагностировании помимо качества и приспособленности к оценке состояния двигателей измерительных технических средств, значительную роль играет качество методического обеспечения процедур технической диагностики и квалификация персонала.
Большое распространение в гражданской авиации получили авиационные процедурные тренажеры типа MTD (maintenance training device) и TST (touch screen trainer), которые позволяют проводить подготовку инженерно-технического персонала (ИТП) в максимально приближенной к реальным условиям эксплуатации.
Тренажеры, во-первых, полностью отображают штатное и нештатное функционирование систем самолета как при его техническом обслуживании на земле, так и на отдельных этапах полета. Каждый тренажер оснащен программным интерактивным модулем для 3D имитации самолета, позволяющим в реальном времени выполнять процедуры технического обслуживания (проверку функционирования систем, подключение наземных средств, соблюдение правил безопасности, определение местоположения агрегатов, а также поиск неисправностей и замену отказавших элементов). Во-вторых, они позволяют сэкономить значительные финансовые средства на подготовку ИТП ввиду того, что стоимость расходования ресурсов реального летательного аппарата кратно превосходит стоимость эксплуатации тренажера.
Авиационные процедурные тренажеры могут служить эффективным инструментом для исследования вопросов обучения, оценки квалификации ИТП, а также качества диагностирования АТ и ГТД при техническом обслуживании.