ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЫСТРОЙ СХЕМЫ СБЛИЖЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИЕЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЫСТРОЙ СХЕМЫ СБЛИЖЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИЕЙ

© Т.В.Матвеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2013 г.

С самого начала выполнения программы полёта Международной космической станции (МКС) применялась двухсуточная схема сближения и стыковки российских транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс».

К 2012 году была разработана ускоренная схема сближения со стыковкой в первые сутки полёта. Эта схема была отработана в полёте транспортных грузовых кораблей (ТГК), начиная с «Прогресс М-16М», с тремя успешными стыковками на пятом витке полёта ТГК. После завершения лётной отработки схемы на беспилотных кораблях в марте 2013 года проведена стыковка по новой схеме на транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз ТМА-08М».

Основное преимущество этой схемы — значительное сокращение времени доставки экипажей и грузов на МКС. В обычных полётах это позволяет уменьшить длительность экстремальных нагрузок на экипаж. Кроме того, это может быть особенно ценно в случае срочной потребности МКС в прибытии нового корабля или доставки необходимых внеочередных грузов.

Особенности управления ТГК «Прогресс» при применении короткой схемы сближения связаны со следующими факторами:

– изменение схемы операций тестирования основных систем корабля после старта (другое распределение тестов по виткам, другие условия проведения тестов, перенос части тестов на участок совместного полёта с МКС и др.);

– изменение схемы резервирования динамических операций в полёте корабля;

– изменение схемы операций с транспортным кораблём после стыковки с МКС;

– изменение программного обеспечения операции сближения с вводом новой командно-программной информации, что требует доработки наземного программного обеспечения, используемого при управлении полётом;

– изменение условий работы со средствами управления полётом (новые циклограммы обмена информацией, привлечение новых средств моделирования и др.);

– параллельное планирование двухсуточной схемы сближения в качестве резервной схемы и др.

При планировании полёта ТПК «Союз» в дополнение к перечисленному выше необходимо учитывать ещё и другие факторы:

– требования обеспечения жизнедеятельности экипажа;

– обеспечение работы систем пилотируемого корабля, которые отсутствуют на ТГК;

– использование возможности управления кораблём самим экипажем;

– необходимость постоянно обеспечивать условия проведения срочного спуска в нештатных ситуациях и др.

Описаны изменения при планировании и управлении полётом транспортных кораблей при переходе на короткую схему сближения, рассмотрены возникшие проблемы и пути их решения, а также перспективы применения этой схемы в дальнейшем.