ПОКАЗ ИСТОРИИ ГИРД МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ (К 80-ЛЕТИЮ ЗАПУСКА ПЕРВЫХ РАКЕТ ГИРД)

ПОКАЗ ИСТОРИИ ГИРД МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ (К 80-ЛЕТИЮ ЗАПУСКА ПЕРВЫХ РАКЕТ ГИРД)

© С.А.Герасютин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2013 г.

В 2013 г. в нашей стране отмечается 80-летие запусков первых отечественных жидкостных ракет, созданных энтузиастами ракетного дела, членами Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В Мемориальном музее космонавтики (ММК) будет открыта выставка, посвященная этому юбилею. В августе-сентябре 2010 г. в музее работала выставка «Пионеры отечественной космонавтики», посвященная 120-летию со дня рождения В.В. Разумова и 110-летию со дня рождения М.К. Тихонравова. Посетители музея познакомились с двумя выдающимися деятелями ГИРД, благодаря уникальным материалам из фондов музея, а также из архивов дочери М.К. Тихонравова Н.М. Тихонравовой.

В основной экспозиции музея часть зала «Творцы космической эры» посвящена ГИРД. Здесь можно познакомиться с работой четырех ее бригад, здесь представлены модели ракет 07 и 09 и ГИРД-X. Ракета 09 конструкции М.К. Тихонравова была запущена 17 августа 1933 г. и считается первой советской ракетой на гибридном топливе. Акт о ее старте размещен в витрине, к этому событию гирдовцы выпустили стенгазету. Ракета ГИРД-Х — первая отечественная ракета с жидкостным двигателем, созданная по проекту Ф.А. Цандера и стартовавшая 25 ноября 1933 г.

В фондах ММК сохранились документы и воспоминания гирдовцев, в экспозиции показаны их вещи, письма и фотографии.

Инициатором создания ГИРД, ее основателем и лидером был Ф.А. Цандер. К тому времени он создал маленький опытный реактивный моторчик — его макет размещен в витрине. Цандер познакомился с С.П. Королевым, у которого была мечта построить совершенно новый ракетный аппарат — ракетоплан РП-1 — на основе планера БИЧ-11 конструктора Б.И. Черановского и двигателя ОР-2 разработки Ф.А. Цандера.

Группы изучения реактивного движения возникли осенью 1931 г. в Москве и Ленинграде. По их примеру движение за организацию местных ГИРД развернулось в Харькове, Баку, Тифлисе, Архангельске, Новочеркасске, Брянске. Большую роль сыграла пропагандистская деятельность Ф.А. Цандера, Н.А. Рынина, В.П. Ветчинкина, В.О. Прянишникова и других.

Ленинградская группа объединяла около 500 энтузиастов, председателем ее президиума избрали корабельного инженера В.В. Разумова, его заместителем и членом президиума стали популяризаторы науки Я.И. Перельман и Н.А. Рынин. ЛенГИРД состояла из четырех отделов: проектного, лабораторного, исследовательского и пропаганды. В лабораториях производились опыты и исследования по созданию пороховых и жидкостных ракет. Под руководством В.В. Разумова и А.Н. Штерна разрабатывались конструкции фото- и метеорологических ракет для изучения верхних слоев атмосферы. М.В. Мачинский ставил оригинальные опыты по изучению влияния перегрузок на организм мышей, кошек, собак. Н.А. Рынин занимался проблемой старта ракет с Земли и конструировал тренажеры для будущих космонавтов. Сотрудники ЛенГИРД активно пропагандировали ракетную технику, организовывали показательные запуски небольших пороховых ракет, разработали ряд проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеоракета и др.), в частности, ракету Разумова-Штерна с ротативным ЖРД. В 1932 г. на базе ЛенГИРД организованы курсы по теории реактивного движения.

Для расширения производственно-экспериментальной базы ГИРД Управлению военных изобретений поручили выделить необходимые средства. В конце апреля 1932 г. Центральный совет Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ЦС Осоавиахима) принял решение о создании «Опытного завода ЦГИРД», 14 июля 1932 г. председатель ЦС Осоавиахима Р.П. Эйдеман подписал приказ о преобразовании ГИРД из общественной группы в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую организацию по разработке ракет и двигателей. Начальником и председателем технического совета ГИРД назначили С.П. Королева. Сотрудников подбирали среди молодых специалистов авиационных заводов и конструкторских бюро. Стенд для огневых испытаний (площадка № 17 в лесу под Нахабино) помог найти заместитель председателя Реввоенсовета М.Н. Тухачевский. С.П. Королев разработал структуру ГИРД, состоящую из четырех проектно-конструкторских бригад и производственных мастерских для изготовления ракет и двигателей.

Первой бригадой руководил Ф.А. Цандер, там работали над темами: 01 — экспериментальный двигатель ОР-1, 02 — ракетный двигатель ОР-2, 10 — ракета на жидком топливе ГИРД-X. Во второй бригаде, руководимой М.К. Тихонравовым, были темы: 03 — двигатель РДА-1 для ракетоплана РП-2, 05 — ракета с двигателем ОРМ-50 конструкции В.П. Глушко, 07 — ракета с двигателем на жидком кислороде и керосине, 09 — ракета на гибридном топливе. Третьей бригадой руководил Ю.А. Победоносцев, она работала над темами: 04 — установка ИУ-1 для получения притоков воздуха, движущихся со сверхзвуковыми скоростями, 08 — снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Четвертая бригада, во главе которой был С.П. Королев, вела темы 06 — беспилотные крылатые ракетные аппараты, работала над ракетопланами РП-1 с двигателем ОР-2 и РП-2 с двигателем 03, а также перспективным ракетопланом РП-3.

Важным направлением в деятельности ГИРД являлись пропаганда и популяризация ракетного движения, чем занимался отдел организационно-массовой работы.

В 1932 г. гирдовцы обратились с письмом к М.Н. Тухачевскому, в котором обосновывалась необходимость объединения усилий московской и ленинградской групп ГИРД и ГДЛ для создания мощного ракетного научно-исследовательского института. В ноябре 1933 г. ГДЛ, МосГИРД и ЛенГИРД были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт.