ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© А.Е.Антонов, М.В.Ловчинская, Е.А.Силантьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

Реализация космических проектов и программ в долгосрочной перспективе всё больше будет связана с удовлетворением потребностей человечества в обеспечении социально-экономического роста. Социальное развитие общества во многом зависит от возможности эффективного применения и освоения накопленных знаний.

Развитие космических средств связи и телевещания значительно расширяют возможности человека в выборе форматов овладения новыми знаниями и навыками. Так, в последнее десятилетие бурное развитие получило понятие «дистанционное образование», подразумевающее установление взаимодействия между преподавателем и обучаемым, удаленными друг от друга. Привлекательность такого формата обучения объясняется обеспечением общедоступности образования, адаптивности системы образования к способностям и интересам обучающихся, что особенно актуально для России.

Исследования взаимодействия космической отрасли со сферой образования актуальны, поскольку существует возможность извлечения как коммерческого (выражающегося в получении прибыли от использования технических систем), так и социального эффекта (выражающего в повышении образованности населения как в отдельных регионах, так и в целом по стране) от реализации космических проектов в сфере образования.

В данной работе проводится исследование тенденций развития мирового и отечественного рынка образовательных услуг, предоставляемых с использованием космических технологий. Ключевым направлением данного исследования является выявление проблем использования достижений космической техники в развитии и распространении дистанционного образования в России, что реализовано посредством анализа опыта регионов России по использованию систем дистанционного образования, а также посредством анализа перспективных проектов и программ развития отечественных систем связи и телевещания.