РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

© П.А.Пономарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2013 г.

Одними из наиболее перспективных и экономически целесообразных средств, используемых для подъема и удержания на заданной высоте аппаратуры, предназначенной для решения широкого спектра задач, являются воздухоплавательные летательные аппараты (ЛА). Основными задачами, решаемыми с помощью дирижаблей и привязных аэростатов, являются контроль воздушного пространства, обеспечение коммуникации и связи, охрана сухопутных и морских границ, разведывательное обеспечение локальных конфликтов, обеспечение безопасности критически важных объектов, крупных спортивных и общественных мероприятий.

В настоящее время ведущие мировые страны уделяют пристальное внимание воздухоплаванию и активно проводят масштабные работы по созданию воздухоплавательных комплексов. На это выделяются значительные объемы финансирования, появляются перспективные разработки, проводятся испытания новых образцов воздухоплавательных ЛА, расширяется область, в которой возможна их надежная эксплуатация. Одновременно появляются новые варианты целевых нагрузок и сфер применения аэростатических носителей.

Как показал анализ воздухоплавательных аппаратов, разрабатываемых и применяемых сегодня в мире в интересах силовых ведомств, их можно разделить на пять категорий: привязные аэростатные комплексы, классические пилотируемые дирижабли, беспилотные дирижабли для средних высот, беспилотные высотные аэростатические платформы, транспортные гибридные дирижабли.

ЗАО «Воздухоплавательный центр (ВЦ) «Авгуръ» имеет многолетний опыт разработки, изготовления на собственном производстве, проведения полного цикла испытаний и отработки опытных образцов различных воздухоплавательных ЛА с последующей передачей в серийное производство.

За свою двадцатилетнюю историю ВЦ «Авгуръ» создал более 30 типов аэростатических (ЛА): привязных аэростатных комплексов и дирижаблей, при этом накоплен большой опыт создания воздухоплавательных комплексов различного назначения. К данному моменту уже были разработаны, изготовлены и испытаны следующие пилотируемые дирижабли: одноместный Au-11, двухместный Аu-12, многоместный дирижабль Au-30.

Также ВЦ «Авгуръ» располагает семействами привязных аэростатных комплексов. Успешно прошли испытания привязные аэростаты нового поколения: «Ирбис» (объем 110 м3), «Рысь» (450 м3), «Гепард» (1200 м3), «Тигр» (3000 м3), «Пума» (12000 м3), находится в разработке привязной аэростатный комплекса «Лев» с раскройным объемом оболочки аэростата более 19000 м3.

В настоящее время ВЦ «Авгуръ» занимается разработкой привязных аэростатных комплексов нескольких типоразмеров, предназначенных для подъема и удержания на рабочей высоте радиоэлектронной аппаратуры различного назначения, комплекса беспилотного дирижабля, предназначенного для длительного ведения наблюдения и разведки, а также беспилотного стратосферного дирижабля с большой продолжительностью полета, предназначенного для размещения средств ретрансляции и связи. Продолжаются работы по созданию транспортного дирижабля нового типа. Таким образом, на той или иной стадии разработки находятся воздухоплавательные ЛА каждого из перспективных типов.

Необходимо отметить, что общим подходом при проектировании, характерным для всех типов современных воздухоплавательных комплексов, является применение таких конструктивных решений, которые направлены на расширение диапазона возможных условий эксплуатации воздухоплавательных аппаратов.