РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ОПЫТ, СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО
© М.А.Бек, Н.Н.Бек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.
Аэрокосмическая промышленность России на протяжении многих лет не только не уступала аналогичным отраслям ведущих стран мира по темпам и результатам инновационного развития, но и существенно опередила конкурентов в ряде направлений, в частности, в двигателестроении. В период после 1985 года в результате существенных изменений системы управления отраслью, сокращения объемов централизованного финансирования, внедрения элементов рыночной экономики, недостаточно продуманной конверсии, темпы инновационного развития заметно снизились. Выбор руководством получивших самостоятельность предприятий стратегий из числа альтернативных вариантов, которые были рассмотрены нами в определенной мере, определил и современные возможности инновационного развития.
На основе некоторых инновационных разработок, осуществленных задолго до начала ХХI века (например, авиационный двигатель АЛ-31ФП, ракетный двигатель НК-33), в последнее время появились новые возможности развития производства и наращивания экспорта наукоемкой продукции. Современные возможности появились благодаря тому, что возглавлявшие эти разработки А.М. Люлька и Н.Д. Кузнецов и их преемники ориентировались на стратегии сохранения и развития созданного задела, потенциала возглавляемых ими предприятий, а не на стратегии «выживания» или сокращения потенциала, как многие другие руководители аналогичных предприятий. Успех этих и многих других инновационных разработок в свое время был обеспечен кооперациями большого числа организаций (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов, испытательных комплексов, ВУЗов), управление сопряженным развитием которых осуществлялось централизованно.
В современных условиях устойчивое развитие потенциала аэрокосмической промышленности, его эффективное использование требуют сопряженного развития сетей коммерческих фирм, организаций различных форм собственности, способных и готовых участвовать в перспективных инновационных разработках, включающих не только партнеров по разработкам и поставщиков, но также потребителей прямых и косвенных результатов выполнения аэрокосмических программ на внутреннем рынке. Развитие межфирменных и межорганизационных сетей, в которые будут вовлечены и потенциальные потребители, требует, по мнению авторов, использования мирового опыта успешного создания крупными компаниями локальных инновационных кластеров и экосистем, на которые они опираются при осуществлении инновационных проектов и программ. От потребителей могут потребоваться немалые усилия для освоения и использования достижений аэрокосмической промышленности, затраты на которые оправданы лишь при условии развития стратегических партнерств и альянсов между заинтересованными организациями. Накопленный опыт свидетельствует о том, что инвестиции в завершающие звенья цепочек ценности, непосредственно связанные с конечными потребителями, зачастую оказываются наиболее важными для успеха и эффективными в коммерческом плане.