РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА КАЛУЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЛАКТИКА» И СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА КАЛУГИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА КАЛУЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЛАКТИКА» И СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА КАЛУГИ

© И.В.Иванова, М.В.Лебедева, К.А.Ковешникова, М.С.Абраменкова, Е.Д.Каландия, Н.И.Куроедова, Т.В.Масюнина, Т.С.Синельщикова, А.А.Потаналина, А.И.Пасечник, А.Н.Тихонова, Д.В.Хозикова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

В последние годы в системе образования проводятся серьезные преобразования, реализуются глобальные проекты, поддерживаемые государством, инициируемые Президентом Российской Федерации. Модернизация образования осуществляется через мероприятия приоритетного национального проекта «Образование», реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Особое место в реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения занимает образовательная деятельность по духовно-нравственному развитию детей. Идеологической основой новых стандартов образования является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». Согласно документу одним из приоритетных направлений образования должно стать формирование мировоззренческих установок у подрастающего поколения.

Особую значимость сегодня приобретает организация внеурочной деятельности детей. Согласно ФГОС НОО учебный план начального общего образования включает внеурочную деятельность, предполагающую использование специфических форм работы, отличных от урочной системы. С введением нового ФГОС значительно возрастает роль дополнительного образования, оно становится сферой социального партнерства, в которой пересекаются интересы города (региона), профессиональных сообществ, родителей, детей. Внеурочная деятельность становится необходимым компонентом получения образования. Наряду с этим не каждый учитель начальных классов может самостоятельно организовать внеурочную деятельность, учитывая тенденции современного образования и потребности воспитанников. Сегодня перед педагогами стоит задача грамотной разработки и реализации программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, в частности, по линии реализации программ духовно-нравственного развития детей. Это может стать основой для организации сетевого взаимодействия между школами и учреждениями дополнительного образования детей, консолидация усилий и объединение ресурсов которых будут направлены на решение вопроса качественной реализации внеурочной деятельности учащихся.

Социально-педагогическое партнерство в системе взаимодействия общего, дополнительного и высшего образования может быть представлено разнообразными по форме и содержанию образовательными взаимодействиями.

Опыт социально-педагогического партнерства реализован между Калужским государственным университетом (КГУ) имени К.Э. Циолковского (Институт социальных отношений), Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования (ДЮЦКО) «Галактика» города Калуги и средними общеобразовательными школами города. Основой долгосрочного взаимодействия между данными образовательными учреждениями стала программа по духовно-нравственному развитию для младших школьников «Маленький принц». Целью программы является оказание помощи детям младшего школьного возраста в самопознании, саморазвитии, самовоспитании и самопрогнозировании через усвоение морально-этических норм и развитие их ценностно-смысловой сферы. В рамках реализации программы используются методы, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста. Основными формами проведения занятий являются образовательные пробы, дискуссии, круглые столы, ролевые проигрывания, мини-конференции, экскурсии. Результат занятий скажется на поведении ребенка. Ребенок научится элементарным приемам вежливого общения, умению слушать других, учитывать мнение окружающих, оценивать поведение по категориям нравственности.

В рамках реализации проекта предусмотрено методическое сопровождение. На базе ДЮЦКО «Галактика» проводятся семинары и мастер-классы для учителей начальных классов, задействованных в проекте. Мероприятия посвящены вопросам проведения занятий по программе «Маленький принц», составлению программ мониторинга развития личности на каждого ребенка.

Важными результатами работы являются не только развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в области организации внеурочной деятельности, повышение эффективности использования методических ресурсов учреждений, но и, самое главное, личностный рост воспитанников — основных участников внеурочной деятельности. Анализ проведенных мониторингов, итоги опросов родителей свидетельствуют о динамике развития личности каждого ребенка.