РУССКИЙ КОСМИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

РУССКИЙ КОСМИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

© Ю.А.Кувшинов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

Русский космизм является одной из немногих философских систем, направленных на гармонизацию взаимоотношений человека с природой. Характерной чертой русского космизма является отказ от принципов антропоцентризма культуры и геоцентризма цивилизации. Н.Ф. Федоровым и К.Э. Циолковским выдвигалась идея создания геокосмической цивилизации, предлагался также принцип антропокосмизма, согласно которому человек и природа находят себе правильное объяснение только в свете знаний о космосе в целом. Идея живого космоса была стержнем многих построений: учёные-космисты предлагали отказаться от старых взглядов на космос как на мёртвое, безжизненное пространство. Заселяя Вселенную живыми сознательными существами, русский космизм наделял её разумом. К.Э. Циолковский писал о том, что мы ищем первые причины Вселенной. Космос управляется своим собственным разумом.

Отличительной чертой русского космизма выступает тесное спряжение космической и глобальной экологической тем, соединение их в единый блок социально-этической проблематики. Требования целостного знания о мире тесно связывались русскими космистами с идеей единства всех слоев бытия.

Отношение человека к природе выступало формой проявления самой природы. Ясно ставился вопрос о смысле человеческой деятельности, величественной задаче человеческого гения: охранение, утверждение жизни на Земле. Это является целью коэволюции человека и природы. Жизнь человека и жизнь природы одинаково ценны и взаимозависимы. В год 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского весьма актуально осмыслить его наследие. Вернадский говорил о том, что жизни совсем нет вне биосферы. Научная мысль работает только в биосфере и в ходе своего проявления, в конце концов, превращается в ноосферу, геологически охватывая ее разумом.

Причину возникновения и обострения проблем между обществом и природой русские космисты видели в создании цивилизации, основанной на противопоставлении естественного (самой природы) искусственному (технике, технотронному ландшафту), в результате чего человек утрачивает чувство мировой гармонии, единой целостности с космосом. Спасения человечества можно достичь только организацией своей деятельности на основе правильного понимания необходимой взаимосвязи искусственного и естественного. По существу Земля является космическим кораблем, и для выхода из экологического кризиса на планете должен осуществляться режим космического корабля.

Русские космисты исследовали самые разнообразные стороны неизбежной деятельности человечества по гармонизации взаимодействия природы и общества в планетарно-космическом масштабе. Разработка вопросов устранения недоразумений в понимании природы (Н.И. Умов) и создание «космоса» натуралиста (В.И. Вернадский) сопровождались размышлением о способах разрешений санитарно-гигиенических проблем или, по словам Умова, о задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов. Федоров выдвигал грандиозные задачи, являющиеся составными частями «общего дела»: достижение человечеством космического бессмертия, соединение мысли и дела, решение санитарно-продовольственной проблемы, расселение человечества в космосе.

Необходима перестройка не только системы управления, но и иерархии ценностей и целей современного человека. Связь поколений людей, соединение мысли и дела восстанавливают полноту разума. Деятельность по регуляции природы, решение санитарно-продовольственного вопроса и освоение космоса объединяет людей ответственностью за ход мировых событий. Утверждая идеи целостного единства мирового бытия, преобразующую роль человеческого разума во Вселенной, русские космисты уделяли значительное внимание анализу проблем сплочения народов в решении задач земного и космического масштабов. Грандиозность задачи построения геокосмической цивилизации, гармонизации взаимодействия общества и природы в планетарно-космических масштабах требует от всех народов осознания своей роли в системе земного и космического бытия.