СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЗВЁЗДНЫХ ПОЛЁТОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЗВЁЗДНЫХ ПОЛЁТОВ

© В.П.Бурдаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2013 г.

В последние годы ряд специалистов высказывается скептически относительно будущего космонавтики, а уж тем более — относительно возможности межзвездных полетов. В немалой степени этому способствовали неутешительные результаты расчетов термоядерных двигателей. Даже для идеального случая (весь водород превращается в гелий) отношение конечной массы аппарата, разогнанного до скорости 90% от световой, к начальной ничтожно мало — всего 0,001%. А это, по мнению некоторых ракетчиков, исключает возвращение межзвездного корабля в Солнечную систему.

Вспоминаю академика Б.С. Стечкина (1891–1969), который при мне просил С.П. Королева (1907–1966) решить вопрос об отправке его на Луну без возврата на Землю. Он же был согласен лететь на межзвездном аппарате только в один конец. И таких энтузиастов — сотни, включая и автора этих строк…

Зачем лететь? Можно назвать десятки причин, но главная — поиск других разумных цивилизаций, причем желательно — обогнавших нас в развитии. Сейчас уже ясно, что разумная жизнь может быть только белковой, причем для ее развития нужны планеты земной группы. И такие планеты уже открыты! Их масса всего в 1,5 раза больше земной. Остается по радио- или гравитационным сигналам установить на них наличие разумной жизни. Естественно, в расчетах надо учитывать и временные факторы.

Наконец, на чем лететь? Как ни странно, решение есть. Состоит оно в применении межзвездного прямоточного реактивного двигателя, и мы с академиком Б.С. Стечкиным, основоположником воздушно-реактивных двигателей, обсуждали «проекты» на эту тему, выполненные в 1955–68 гг. Мне повезло, что именно в ОКБ-1, где я работал после окончания МАИ с 1959 г., великий двигателист трудился последние шесть лет своей жизни.