ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫМ КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОЦЕНКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫМ КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОЦЕНКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

© М.М.Матюшин, А.В.Донсков, Н.В.Мишурова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2013 г.

Обеспечение высокого уровня безопасности экипажа пилотируемого космического аппарата (ПКА) является приоритетной задачей реализации оперативного управления полётом ПКА на всех его этапах. В настоящее время управление полётом ПКА представляет собой процесс управления параметрами состояния бортовых систем ПКА (последовательное изменение одних и поддержание в определённых пределах других), направленное на достижение цели полёта. Чтобы в ходе полёта ПКА правильно принимать решения об изменении текущего состояния бортовых систем с помощью управляющих воздействий, необходимо всесторонне его оценить и прогнозировать дальнейшие его изменения.

Одной из основных особенностей управления полётом ПКА является использование в процессе управления большого объёма разнородных знаний в относительно компактные промежутки времени. С развитием космических систем отмечается неуклонный рост общего объёма знаний, обрабатываемых при управлении полётом, увеличивается и объём знаний, приходящийся на каждую предметную область. При этом информационные возможности по обработке данных каждой предметной области, связанной с управлением полётом ПКА, по ряду причин пока остаются такими же, какими были при контроле более простых ПКА.

В докладе представлена возможность применения одного из существующих инструментов теории принятия решения для парирования нештатной ситуации в процессе оперативного управления полётом ПКА. В качестве такого инструмента используется подход принятия решения в условиях риска (возможности перехода ПКА в нештатное состояние или невыхода из него) и неопределённости, который базируется на принципе наибольшего использования имеющихся в наличии данных, их рассмотрения и анализа, формирования матрицы решений. Рассмотрены примеры применения выбранного подхода в оперативном управлении полётом ПКА при возникновении ситуаций, требующих принятия решений по изменению хода полёта.